USD 89.6883

0

EUR 99.1919

0

Brent

0

Природный газ

0

...

Губернатор Югры не боится вопросов

В свете предстоящего саммита Европейский Союз - Россия, который, как известно, состоится в Ханты-Мансийске, состоялся пресс-тур с губернатором, председателем правительства ХМАО - Югра Александром Филиппенко. В ходе беседы глава региона не только осветил ситуацию на руководимой им территории, но и ответил на вопросы журналистов

Губернатор Югры не боится вопросов

В свете предстоящего саммита Европейский Союз - Россия, который, как известно, состоится в Ханты-Мансийске, состоялся пресс-тур с губернатором, председателем правительства ХМАО - Югра Александром Филиппенко. В ходе беседы глава региона не только осветил ситуацию на руководимой им территории, но и ответил на вопросы журналистов.

Освещая общую картину существования Югры, {Александр Филиппенко} отметил, что регион является важнейшим поставщиком нефти и газа, которые обеспечивают свет и тепло в квартире каждого россиянина, несмотря на то, что многие не отождествляют этого. Поэтому главным ближайшим событием стала добыча 9 - миллиардной нефти. Это важнейший показатель эффективности работы руководства региона и компаний, которые аккредитованы на территории Югры. {Александр Филиппенко} подчеркнул, что «за все время существования нефтедобычи в России, в Советском Союзе и опять в возродившейся России всего было добыто 17,5 миллиардов тонн. Значительно более короткая история добычи нефти здесь в Югре. Она насчитывает менее 50-ти лет, точнее сорок с небольшим, но дала большую половину многовековой российской добычи».

Тем не менее, по словам губернатора, есть еще много нерешенных аспектов в нефтедобычи, поскольку рост существенно снизился по сравнению с показателями 3-5 летней давности. Как считает {Александр Филиппенко}, необходимо «вкладывали столько финансовых ресурсов, чтобы обеспечивались рабочие проекты освоения месторождений, чтобы не было отставания в бурении, которые сегодня есть в ряде компаний, а как говорят нефтяники - сколько набуришь, столько и нефти будет. Меньше будем бурить, меньше и нефти будет. И конечно повышать эффективность ее работы». Кроме того, требуется усилить работу с недрами по эффективности нефтеотдачи - повышения нефтеотдачи пластов, для этого существуют специальные технологии, которые в Югре уже были испытаны, их эффективность доказана на практике. Данные меры необходимы потому, что нефть не является возобновляемым сырьем, поэтому рост добычи приводит к снижению месторождений, где нефть наиболее доступна. «Это и Самотлор, и многие другие месторождения, по сути, мировые жемчужины, которые сегодня далеко не так свежи как были 10-15 лет назад. Да - нефть сегодня добывать труднее, дороже и поэтому трудно рассчитывать на динамичные темпы развития – это объективная вещь», - подчеркнул губернатор Югры.

Не осталось обделенной вниманием и социальная сфера, где существует множество проблем, которые тревожат население и власть. Особенно остро ситуация стоит с жильем и дошкольными детскими учреждениями. В сфере здравоохранения {Александр Филиппенко} сделал упор на младенческую и материнскую смертность, которая требует сокращения в разы. Стоит отметить, что в регионе разработана специальная программа, которая учитывает указанные проблемы в деятельности властных структур, в том числе и в рамках национальных проектах.

Саммит «ЕС-Россия» и Конгресс финно-угорских народов поставлены губернатором на одну ступень по степени важности в силу специфики и значимости. Оба события международного масштаба, поэтому Ханты-Мансийск на время становится некоторым центром важнейших политических событий, которые имеют судьбоносное значение для России в долгосрочной перспективе.


,После краткого обзора состояния Югры {Александр Филиппенко} ответил на вопросы, которые задавали ему журналисты. Представитель ИА Neftegaz.RU Денис Козлов поинтересовался у губернатора о перспективах развития газового хозяйства на территории региона. Губернатор дал развернутый ответ, но воздержался от прогнозов:
«Вы знаете, что природного газа мы добываем совершенно немного по сравнению с нашим великим газовым соседом – Ямалом. Но, тем не менее, мы вторые в стране по добыче газа, прежде всего попутного нефтяного. И в этой связи, мне думается, что наши заботы, связанные с вовлечением попутного нефтяного газа базируются на нескольких подходах.

Первый – использование в качестве ресурса для получения электроэнергии. Такая программа сформирована. Эта программа состоит из программ компаний: ЛУКОЙЛА, Сургутнефтегаз, Роснефти, которая предусматривает строительство малой энергетики. Относительно малой. Строительство станций от сотни мегаватт до двухсот двадцати мегаватт. Суммарно эта программа составляет 2,2 тысячи мегаватт. Понятно, что это серьезная программа. Таким образом, будет вовлечена в оборот серьезная часть газового ресурса.

Вторая часть реализации программы заключается в том, чтобы развивать сети по сбору газа и, подготавливая его, отправлять на газоперерабатывающие заводы, которые дальше по технологической цепочке будут его перерабатывать. При этом, предполагается, существенное увеличение мощностей газоперерабатывающих заводов и строительство новых. Эта совместная программа, прежде всего, с Сибуром. И здесь мы очень внимательно работаем. Имею ввиду специализацию компании. У нас есть тройственные отношения. В них включены дополнительные инвесторы. Цепочка: собственник сырья, специализированная компания, типа Сибур, и инвестор, который приходит со своими ресурсами. И в этой части я бы закончил, имея ввиду, что это, конечно, в приоритетной программе инвестпроектов, которая утверждена Правительством, есть ряд таких проектов, ориентированных на газопереработку.

Я бы остановился на другом, на мой взгляд, более интересной возможности, которую мы практически не используем долгие годы. Это проблема низконапорного газа. Прежде всего, это связано с выработанными газовыми месторождениями. Мы не всегда добывали только нефть. Добывали и газ, но сегодня существуют месторождения, рабочее давление на которых значительно ниже тех, что подходят к единой газовой трубе. Для того, чтобы подать этот газ, нужно создавать дожимные компрессорные станции, которые достаточно дороги, а потому такие проекты не эффективны с экономической точки зрения. Здесь мы тоже просчитываем варианты.

Первый: это та же электроэнергетика. Мобильные установки могут вырабатывать электроэнергию, которая по распределительным электрическим сетям может подаваться в единую энергосистему страны. Второе, вопросы сжижения газа. Это проблема многих интересующая, в том числе и иностранных инвесторов. Вы понимаете, что сегодня США ведут активную политику для того, чтобы собирать на рынке максимум такого газа, потому, что он более мобилен с точки зрения его транспортировки. Он, по сути, консервируется, и можно создавать серьезные запасы сжиженного газа и, в этом смысле, мне думается у нас есть серьезные перспективы.

Вот, пожалуй, не исчерпывающий, но достаточно полный перечень того, что делаем и будем делать для того, чтобы более активно работать с газом. Если его будет больше, значит, будем заниматься с большими проблемами, но я пока не особенно вижу какие-то перспективы значительного повышения ресурсов газа. Все будет зависеть от структур месторождений. От так называемого, газового фактора нефтяных месторождений. Комплексных нефтяных месторождений и газоконденсатных».


,ХМАО - Югра, как уже не раз отмечалось, является регионом, где добываются энергоносители, поэтому решение саммита ЕС - Россия, где будут обсуждаться возможности региона, будет иметь ключевое значение. В связи с этим журналист «5 канала» Алексей Лазуренко поинтересовался у руководителя Югры, что он ждет от указанной встречи представителей Европейского Союза. {Александр Филиппенко} не ограничился данным вопросом, а рассмотрел взаимоотношения государств в целом по вопросам использования топлива:

«Чего я жду? Я хотел бы, чтобы было некое взаимопонимание между производителями, странами, территориями, производящими энергоносителями и потребителями энергоносителей. И об этом, на мой взгляд, достаточно конкретно были высказывания на недавно состоявшемся Санкт-Петербургском форуме. Выступил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев и другие участники, касаясь этой проблемы и подобного рода проблем по своей специфике, по генезису, что называется. Потому, что здесь есть очевидный конфликт интересов, заключающийся в том, что всем хочется получить это дешево и много и потому очень нужен выверенный баланс между действительными вложениями и Господа Бога, и страны, и бизнеса в сам процесс добычи и производства этих ресурсов и той ценой, которая была бы оптимальной на рынке.

Это действительно так и в этом смысле как я понял то, что говорил Президент, здесь нужны какие-то коллегиальные решения, анализ, обсуждение и принятие решений, а не установки на эгоистические интересы отдельных стран, отдельных групп стран и т.д. в зависимости от уровня развития, обладания теми или иными ресурсами. Я соглашусь с тем, что чем дальше, тем необходимее становится формирование подобного рода инструментов. Касается ли это энергоносителей, о чем мы говорим, или касается это формирующегося кризиса продовольствия.

Кстати, они из одной оперы, потому что одной причин и поводов, на мой взгляд, продовольственного кризиса как раз является то, что не очень продуманная и поспешная попытка решения вопроса энергоносителя за счет биотоплива и использование под это значительной части земли, зерновых урожаев и т.д. привело к тому, что пошла волна этого дефицита на продовольствие, что ни к чему хорошему это не приведет. Здесь, подчеркиваю, нужно сбалансированное решение, взаимодействие общества в целом, а не отдельных структур. Другого чего-то я не жду. Дискуссия, безусловно, будет. Она уже идет постоянно, но понимания, как это ни трудно, я бы хотел добиться».

Много других вопросов было задано Александру Филиппенко, в основном, они касались развития региона, нефте- и газодобычи, экологических проблем вследствие ужесточения законодательства при извлечении углеводородов. Пресс-конференция получилась содержательной, поскольку сегодня нефть и газ имеют колоссальные ценовые показатели на мировом рынке, а, как известно, Югра является ведущим регионом в области добычи углеводородов и будет оставаться таким на протяжении еще многих лет. Губернатор в ходе анализа ситуации деятельности власти и компаний наметил основные вехи работы с учетом специфики региона. Уверенность в развитии и процветании Югры, которую выразил Александр Филиппенко, дает надежду на то, что регион в ближайшее время сможет покорить очередную экономическую высоту, продолжать поддерживать показатели на федеральном уровне, обеспечивая опору экономике России.