USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.04

0

Природный газ 2.823

0

...

Змея в когтях у орла или схватка за нефть

Россию и Мексику объединяет – наряду с Норвегией – тот факт, что эти страны являются крупнейшими экспортерами «черного золота». Во многом позиции трех стран определяют ситуацию на мировом топливном рынке. Однако сегодня на примере Мексики мы наблюдаем, к чему может привести зависимость экономики страны от «нефтяной иглы», на которую давно и весьма плотно «села» эта латиноамериканская страна.

Змея в когтях у орла или схватка за нефть

Открытия начались в 1948 году, когда на северо-востоке
на побережье Мексиканского залива было обнаружено газовое месторождение
Рейноса. В 1951 году было открыто самое крупное газовое месторождение Хосе-
Коломо, запасы которого оценивались в 60 млрд. кубометров. В 1972 году в
нескольких десятках километров севернее были заложены скважины Кактус и
Ситио-Гранде. Эти две скважины вскрыли рифовые известняки соответственно
верхнего и среднего мела, насыщенные на несколько сотен метров нефтью.
Сегодня Мексика является одним из крупнейших производителей нефти в мире, ее доказанные запасы нефти оцениваются в 4 млрд. тонн. По объему добычи, которая составляет сейчас около 3,5 млн. б/с, Мексика обогнала Венесуэлу, и по праву занимает лидирующее положение в Латинской Америке. Около половины добываемой в стране нефти поставляется на экспорт, в первую очередь в США. Более половины нефти добывается на шельфе в заливе Кампече. Основные НПЗ расположены на побережье Мексиканского залива. За последние годы наряду со старыми центрами — Рейноса, Сьюдад-Мадеро, Поса-Рика, Минатитлан — введены в действие новые — Монтеррей, Салина-Крус, Тула, Кадерейта.
О том, что в Мексике есть нефть, было известно задолго до того, как на полуострове Юкатан высадились первые испанские конкистадоры. Майя, ацтеки, толтеки, ольмеки, сапотеки, миштеки, тараски, отоми, а также кровожадное племя со смешным названием теночки знали, что их земля содержит залежи углеводородов. Древние племена называли нефть поэтично – «солнечная смола». Или же по-другому – «кровь земли».

Справка: Мексиканские Соединенные Штаты — одно из крупнейших государств
Латинской Америки. Его территория равна 1958,2 тысяч квадратных
километров. По территории среди стран западного полушария Мексика
занимает пятое место. Мексика — страна гористая, более 50% её территории расположено выше 1000 метров над уровнем моря. Страна богата полезными ископаемыми: нефтью, газом, ртутью, серебром, цинком, свинцом, ураном и другими. Разведанные запасы нефти составляют около 9,8 миллиардов тонн, природного газа — 1826 миллиардов кубических метров.

, В начале 1920-х гг. в Мексике обосновался русский инженер-нефтяник Коржухин. Участник белого движения, этот человек участвовал в долгой и полной трагизма колчаковской эпопее. После сибирских скитаний в рядах добровольческой армии Коржухин перебрался в Китай, а зетем, эмигрировав в США, добрался и до Мексики. В столице ему предложили возглавить отделение нефтяной инженерии в Национальном университете Мехико. Благодаря его содействию в страну приехали несколько русских инженеров, в том числе из Советского Союза. В небольшой группе инженеров-нефтяников, сумевших выбраться из Советской России, находился Владимир Ольхович. Позднее смог приехать через Польшу его брат Вадим. Его сын, известный мексиканский кинорежиссер Сергей Ольхович, в 1990 г. снял, пожалуй, единственную художественную картину о русской эмиграции на примере судьбы своего отца. При содействии Коржухина из США перебрался и другой русский инженер Олег Зайцевский. Бывший русский военно-морской летчик, участник белого движения и один из основателей финской военной авиации, Зайцевский, женатый на киевской уроженке, много работал на севере Мексики в горнорудной отрасли. Среди русских инженеров, работавших с 1930-х гг. для мексиканской государственной нефтяной компании «ПЕМЕКС», помимо Ольховичей, следует назвать имена Федора Рябишкина, Григория Офсеенко.

, Парадоксально, что, когда употребляется выражение «нефтяной шантаж», все почти сразу вспоминают Россию с ее нефтяной иглой, на которую «подсела» вся Европа, или маленькую, но гордую Венесуэлу в крайнем случае. Между тем уже в новейшей истории нефтяных отношений существуют прецеденты, когда именно Мексика заставляла содрогаться ведущие мировые державы в приступах топливно-энергетического кризиса. И происходило подобное совсем недавно. Так, на торгах на Нью-Йоркской бирже NYMEX в середине дня 15 текущего года апреля цены на нефть поставили очередной рекорд, достигнув отметки в 113,66 доллара за баррель. На Лондонской бирже в середине дня стоимость майских контрактов на поставку нефти составила 113,4 доллара за баррель. Росту цен на нефть способствовали сразу несколько факторов. 14 апреля 2008 года Мексика, третий по величине поставщик нефти в США, объявила о закрытии четвертого в этом году терминала в порту Салина Круз (Salina Cruz), через который производился экспорт нефти. Ранее были закрыты терминалы в портах Пахаритос (Pajaritos), Дос Бокас (Dos Bocas) и Кайо Аркас (Kayo Arcas). Кроме того, из-за энергетического кризиса в Нигерии компания Eni объявила о сокращении объемов добываемой нефти. Растущие цены на нефть стали основой повышения стоимости авиационного топлива, что, в свою очередь, послужило причиной банкротства четырех авиакомпаний в США и одной в Гонконге в начале апреля 2008 года. Кроме того, в мире отмечается повышение цен на продукты питания и рост уровня инфляции. Здесь нелишне вспомнить глобальный нефтяной кризис, связанный с началом войны в персидском заливе. Мало кто помнит сейчас, что не только «Буря в пустыне» и вторжение армии США в Ирак способствовали взлету цен на баррель, но крошечное государство на африканском континенте. Нигерия тогда воспользовалась ситуацией и также взвинтила цены, что и привело к мировому кризису на топливном рынке. То же самое сейчас происходит и с Мексикой. Как одна из ведущих стран-экспортеров нефти, Мексика крайне не заинтересована в снижении цен на нефть и делает все для того, чтобы поддерживать более высокие цены. По этой же самой причине Мексика не собирается входить в нефтяную ОПЕК. По существу, на сегодняшний день в мире существует три «нефтяных» кита, которые ни при каких обстоятельствах не собираются присоединяться к ОПЕК. Это Россия, Норвегия и Мексика.

, И все же позиция стран – противников вхождения в ОПЕК становится со временем все более уязвимой. Не так давно стало известно: подтвержденных запасов нефти Мексике хватит только на ближайшие 9 лет. Иной, более «оптимистический прогноз» — нефти хватит на 11, 9 лет, однако, по существу это дела не меняет. Среднесуточная нефтедобыча в государственной компании ПЕМЕКС за последние два года снизилась более чем на 200 тыс баррелей. Разведанные запасы мексиканской нефти снизились на 42% в результате ускоренной их эксплуатации в 2001–2003 годах, сообщает официальная статистика государственного нефтяного монополиста ПЕМЕКС, опубликованная мексиканской прессой. Такие же данные привел президент латиноамериканской страны Фелипе Кальдерон, выступая с посланием к нации. По словам главы государства, уже возникла «серьезная угроза» государственным финансам, поскольку именно отчисления национализированной нефтяной отрасли обеспечивают в Мексике наполнение бюджетов всех уровней более чем на 40 проц. «Необходимо срочно сокращать нашу финансовую зависимость от нефтяных доходов», — заявил Ф.Кальдерон. Он напомнил, что в складывающейся ситуации правительство направило в парламент проект финансовой и налоговой реформы, которая призвана уберечь страну от бюджетного кризиса. Иными словами, национальный лидер признал во всеуслышание, что страна прочно сидит на нефтяной игле.



Если у России и Норвегии существует некая экономическая страховка в виде Стабилизационного фонда у нас и Государственного нефтяного фонда у скандинавов, то Мексика в этом смысле является менее защищенной. Прибегая к языку метафор, Мексика напоминает орла на собственном государственном флаге. Гордая птица схватила змею, но ни взлететь под грузом, ни выпустить из когтей ее она не может. Под образом пресмыкающегося следует понимать нефтяные запасы, обладание которыми несет для Мексики то ли благо, то ли нешуточные экономические проблемы для страны в будущем.