USD 74.1373

0

EUR 89.506

0

BRENT 68.25

-0.02

AИ-92 45.38

+0.01

AИ-95 49.16

+0.01

AИ-98 55.01

+0.06

ДТ 49.35

+0.01

811

Инвестиционные возможности Вьетнама

Юго-Восточная Азия - регион неоднородный.

Инвестиционные возможности Вьетнама


Юго-Восточная Азия - регион неоднородный.


С одной стороны, именно здесь произошли экономические «чудеса» и здесь же, по мнению многих аналитиков, в весьма недалеком будущем будут сосредоточены основные центры высоких технологий.

С другой стороны, в той же самой Юго-Восточной Азии легко отыскать ряд беднейших и наименее благополучных практически во всех отношениях государств.
В «распределении ролей» участвовало множество факторов, включая политические, геофизические, историко-культурные и т.п.

В случае Вьетнама их комбинация сложилась не самым лучшим образом, и страна значительно отстала в развитии основных индустриальных направлений от многих своих соседей.

При этом, вероятно, основную пагубную роль сыграл именно политический фактор - по своим ресурсам, как природным, так и демографическим, Вьетнам занимает далеко не самое последнее место.
Обсуждая инвестиционный климат Вьетнама, приходится учитывать особенность государственной системы, которая очень медленными и неуверенными шагами движется в сторону либерализации.


Вьетнам - очень консервативная страна, с преобладающей позицией государства практически во всех ключевых отраслях.

Это в полной мере относится и к энергетике Вьетнама, находящейся под почти безраздельным контролем трех государственных компаний - PetroVietnam (PV), Vinacoal и Electricity of Vietnam (EVN) - и их дочерних предприятий.
Разведка нефти и газа во Вьетнаме началась в 1970-е гг., и с тех пор в качестве основного координатора этой деятельности в стране выступает государственная нефтегазовая корпорация PetroVietnam.


Законодательство Вьетнама обязывает иностранных инвесторов согласовывать все свои действия с этой корпорацией, что, по утверждениям самих инвесторов, зачастую оказывается проблематичным.

Однако трудности этим не исчерпываются.

В зависимости от формы ведения бизнеса и предмета контракта, проект должен быть согласован с целым рядом государственных органов. В любом случае, проект должен быть утвержден Министерством планирования и инвестиций и местным органом самоуправления (Народный комитет).
Основные законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов в нефтегазовой отрасли страны, - «Закон об иностранных инвестициях» (ЗИИ) и «Закон о нефти» (ЗН), разрабатывавшиеся в 1980-е гг., после многочисленных нареканий со стороны инвесторов значительно пересматривались, особенно в последние несколько лет.

Несовершенство инвестиционного законодательства наряду с рядом других факторов вынудило ряд авторитетных зарубежных компаний (BHP, Shell, British Gas, LASMO) в середине 1990-х гг. прекратить свою деятельность во Вьетнаме, несмотря на потерю вложенных средств.
При этом основные трудности были сопряжены с формальными процедурами получения лицензии на разработку участка, обеспечения долговых обязательств, осуществления валютных операций и согласования тарифов.


Поправки и дополнения, внесенные в последние несколько лет в основные «инвестиционные» законы, а также сопряженные законодательные акты, позволяют надеяться на некоторое облегчение судьбы инвесторов. Так, 55-я статья ЗИИ в ее прежней редакции, в частности, предусматривала следующее: «Правительство контролирует выдачу инвестиционных лицензий Министерством планирования и инвестиций; регламентирует делегирование полномочий по выдаче инвестиционных лицензий Народным Комитетам...».

Этот процесс, вместе с предшествующим согласованием проекта с PV, покупателями продукции (например, c EVN) и т.п., зачастую растягивался на несколько лет по чисто бюрократическим причинам.
В новой редакции «Правительство устанавливает процедуру рассмотрения вопроса о выдаче инвестиционных лицензий и процедуру регистрации для получения инвестиционных лицензий». Это значительно упрощает весь процесс, который теперь определяется «Законом о предпринимательстве» и сводится к обычной регистрации при наличии соответствующих документов.


В прошлом же имело место долгое детальное рассмотрение каждого конкретного проекта, напоминавшее горький опыт отечественных СРП.

Для получения лицензии необходимо подать официальное «прошение» в муниципальное отделение Министерства планирования и инвестиций.
Помимо собственно прошения, от иностранной компании-инвестора требуется пакет документов, подтверждающих регистрацию компании, финансовую состоятельность, ряд документов, сопряженных с обустройством участка, а также соответствующий контракт и доверенность.

Прошение должно также включать в себя довольно подробное описание технологий, которые предполагается использовать, описание продуктов производства, и самое главное, указание тарифов, согласованных с партнерами.


Один из важных инвестиционных вопросов, часто осложняющих реализацию проектов во Вьетнаме, сопряжен с долговыми обязательствами.
Статья 46 ЗИИ и принятые дополнения к ней позволяют инвесторам использовать недвижимость, расположенную на разрабатываемом участке, и права на использование участка в качестве обеспечения долговых обязательств перед кредиторами, работающими во Вьетнаме.
Однако эти активы все еще не могут быть использованы в таком качестве в случае кредитования зарубежными банками (за исключением филиалов зарубежных банков во Вьетнаме).
Некоторое время назад был поставлен вопрос о возможности использования этой статьи в случаях, когда вьетнамский банк представляет интересы зарубежных кредиторов. Однако, вследствие юридической неоднозначности такого подхода, вопрос пока не получил принципиального ответа, и каждый подобный случай рассматривается правительством в индивидуальном порядке.
В то же время, даже для обеспечения долговых обязательств перед вьетнамскими кредиторами этой статьей не всегда можно воспользоваться: значительная часть инвестиционных проектов во Вьетнаме реализуется в форме так называемых контрактов «Делового сотрудничества».
Дополнительным указом, последняя редакция которого была принята в августе 2000 г., правительство Вьетнама установило три возможных формы таких контрактов (см. «Формы контрактов Вьетнама»).

Некоторые формы инвестиционных контрактов Вьетнама


1. Контракт «Сооружение-управление-передача». Наиболее распространенный инвестиционный контракт этого типа, в соответствии с которым совместными усилиями инвесторов сооружается промышленный объект, после чего инвесторы эксплуатируют его в течение заранее оговоренного срока, необходимого для возвращения инвесторам затраченных средств и получения «разумного дохода». Затем объект передается в управление государству без каких-либо компенсаций.


2. Контракт «Сооружение-передача-управление» отличается от предыдущего тем, что права на объект передаются государству сразу после завершения строительства, после чего государство «предоставляет иностранному инвестору право на коммерческую эксплуатацию объекта в течение срока, необходимого для компенсации вложенного капитала и получения разумной прибыли».


3. Наконец, есть еще одна, чисто «взаимозачетная» форма «делового сотрудничества» - контракт «Сооружение-передача».

Как и следует из названия, контракт, в принципе, очень похож на строительный подряд, от которого отличается только особыми условиями «оплаты»: «Правительство Вьетнама предоставляет иностранному инвестору привилегии в отношении реализации других проектов, с тем чтобы инвестор смог компенсировать затраченные средства и получить разумную прибыль». Интрига состоит в том, что по закону правами на использование земли в качестве обеспечения кредитных обязательств может воспользоваться только СП, оплатившее аренду, как минимум, на 5 лет вперед. Однако, инвесторы, работающие по договорам «делового сотрудничества», освобождаются от выплаты арендной платы и, следовательно, формально не могут в данном случае воспользоваться своими правами на участок.

Законодательство также умалчивает и о возможности использования недвижимости для обеспечения кредитов, отдельно от прав на земельный участок.
Следовательно, и этот вопрос тоже должен решаться в индивидуальном порядке.

В вопросе об обмене местной валюты (донг) на иностранную тоже нет полной определенности.

Этот вопрос регулируется 33-й статьей ЗИИ и довольно многочисленными указами, суть которых сводится, опять-таки, к тому, что большинство случаев должно рассматриваться правительством на индивидуальной основе.

В принципе, предприятия с долевым участием иностранного капитала имеют право закупать валюту у коммерческих банков, но закон предусматривает такую возможность не во всех случаях. Контракты «делового сотрудничества» имеют в этом отношении преимущество: существует указ, который, вроде бы, позволяет таким предприятиям закупать валюту, исходя исключительно из собственных потребностей, но к настоящему моменту еще нет официального разъяснения на этот счет, и, следовательно, что-либо с уверенностью утверждать пока нельзя.

В 33-й статье ЗИИ, в частности, сказано, что: «Правительство Вьетнама гарантирует содействие в обеспечении иностранной валютой проектов, предусматривающих строительство объектов инфраструктуры и некоторых других важных проектов».

В принципе, сюда относятся все те же контракты «делового сотрудничества», но это положение только лишний раз подчеркивает приверженность вьетнамских властей к индивидуальному подходу, в противоположность единым в рамках каждой категории проектов правилам.

Еще один важный вопрос сопряжен с гарантиями для иностранных инвесторов относительно обязательств вьетнамских партнеров. Соответствующая статья ЗИИ гласит: «На основании принципов, утвержденных настоящим Законом, Правительство Социалистической Республики Вьетнам, может заключать с иностранными инвесторами соглашения или предоставлять инвестиционные гарантии [и/или] принимать меры по обеспечению гарантий. ...

Если законодательство Вьетнама не оговаривает соответствующий случай, стороны могут по взаимному согласию предусматривать в договорах использование иностранных законов, если они не вступают в противоречие с основными принципами вьетнамского законодательства».

То есть, и в этом случае нет единого подхода.

Так, например, при реализации проекта «Вартсила» Министерство Промышленности гарантировало выполнение обязательств компанией EVN, а права в отношении иностранной валюты были гарантированы Государственным банком Вьетнама.

В случае же проекта Фу-Май 3, правительство взяло под свою гарантию выполнение своих обязательств всеми вьетнамскими участниками.
Несмотря на все трудности, нефтегазовая отрасль Вьетнама сейчас бурно развивается.


Основные шельфовые месторождения Вьетнама отражены на Рис.1.

Рис. 1. Основные шельфовые месторождения Вьетнама


С 1998 г. было подписано 42 контракта с участием иностранных инвесторов, а объем иностранных инвестиций в 2000 г. вырос на 26%.
Лидирующим иностранным оператором во Вьетнаме по-прежнему остается совместное предприятие PV и «Зарубежнефти» - VietsovPetro.

Совместное предприятие создано в 1981 г., и, на данный момент, на его долю приходится около 90% добычи нефти и почти весь добываемый газ.

В 2008 г. совместное предприятие PV и «Зарубежнефти» - VietsovPetro планирует добыть 13,1 млн. тонн нефти, что на 500 тыс. тонн больше, чем в 2007 г.


У Вьетнама в настоящее время нет собственной нефтеперерабатывающей промышленности, но эта ниша, как и нефтехимия, начала активно заполняться проектами.
Petronas совместно с PV и Tramatsuco уже приступили к строительству завода по производству ПВХ.

«Зарубежнефть» и PetroVietnam в 1998 г. начали реализацию нового крупного проекта строительства и эксплуатации первого во Вьетнаме НПЗ мощностью 6,5 млн. тонн в год в рамках нового СП «НПЗ «Вьетрос». Общий объем капвложений в проект составит $1,3 млрд.

BP и PV возводят завод по производству СПГ. Особое внимание инвесторов в данный момент привлекают газовые месторождения.

Добываемый газ планируется поставлять преимущественно для нужд вьетнамского рынка и, прежде всего, для производства электроэнергии, в которой быстро развивающиеся города с каждым годом испытывают все большую потребность.

Ярким примером в этом отношении может служить проект BP-PV, получивший статус «проекта национального значения».

Проект включает в себя разработку месторождения Нам Кон Сон, сооружение газопровода до промышленной зоны Фу-Май и утилизацию газа на электростанции Фу-Май 3.


С учетом недавних изменений в законодательстве, Вьетнам может оказаться привлекательным рынком для инвестиций, хотя не всем инвесторам до сих пор удавалось пробиться сквозь его «бюрократические джунгли».

Инвестиционные возможности Вьетнама