Наш партнер по ШОС и «антиамериканской» дружбе Китай ведет во всем мире активную энергетическую политику. КНР уже заключил ряд контрактов в Центральной Азии, Африке и Латинской Америке. Эксперты считают, что в ближайшие год-два интересы наших стран неизбежно пересекутся и перерастут из сферы сотрудничества в сферу прямой конкуренции.
Наш партнер по ШОС и «антиамериканской» дружбе Китай ведет во всем мире активную энергетическую политику. КНР уже заключил ряд контрактов в Центральной Азии, Африке и Латинской Америке. Эксперты считают, что в ближайшие год-два интересы наших стран неизбежно пересекутся и перерастут из сферы сотрудничества в сферу прямой конкуренции....
Китай завоевывает мир?
Зависимость Китая от импорта энергоресурсов в последние годы резко возросла. Причем эта тенденция в ближайшие десятилетия только усилится. Однако, не всем известно, что залежи нефти и угля в Китае довольно значительны, но они не разрабатываются, составляя неприкосновенный запас страны «для будущих поколений». Официальный Китай запрещает рубить собственный лес, предпочитая покупать его официально или вывозя контрабандно из Сибири и Дальнего Востока России. То же происходит почти во всех сферах экономики.
Накопленные страной капиталы КНР вкладывает в разработку углеводородов и полезных ископаемых на территории других стран, одновременно сохраняя свои запасы.
Заметим, что официальный Пекин вкладывает деньги в те страны, доля присутствия других энергетических игроков в которых минимальна. Причем политику купли-продажи в энергетике контролирует государство, иногда применяя дипломатические ресурсы или накопительный фонд страны, что в других странах просто немыслимо.
Россия также наращивает свое присутствие в мире и готова в некоторых регионах вести свою энергетическую политику наравне с Поднебесной, кое-где даже уступить. Но не у себя под боком.
Бэнчмаркинг по-китайски
Китай приобрел во всем мире известность как страна, занимающаяся копированием известных брендов. Китайский бэнчмаркинг имеет государственное лицо, то есть любая полезная мировая новинка, исследование, достижение, вне зависимости от авторского права, принимается в КНР как собственность китайского народа. Причем применимо это даже к исследованиям спецслужб вероятных противников. Так, несколько лет назад экономический отдел ЦРУ предоставили доклад в Департамент энергетики США по оценке нефтяных ресурсов каспийского региона. На эти изыскания (экономические, политические, геологические, анализ) американцы выделили миллионы долларов. По их расчетам, запасов нефти в регионе от 17 до 33 млрд баррелей, что сопоставимо с запасами Катара (по нижнему уровню) и США (по верхнему уровню). А государства Прикаспийского региона, как следует из доклада, к 2010 году будут добывать от 3 до 4,7 млн. баррелей в день!
КНР, по ряду обнародованных данных, узнал эти цифры куда раньше, чем они легли на стол правительству США, причем не потратив на исследования ни копейки, вернее юаня. Как? История умалчивает. Вслед за этим Пекин приложил все свое влияние, чтобы ограничить присутствие компаний США в Средней и Центральной Азии. Сразу вслед за этим последовал и экономический доклад руководству Поднебесной: «Незначительное военное присутствие США, отсутствие вооруженных сил, способных противостоять мощи Китайской Народной Республики, делает регион наиболее привлекательным источником энергии и обеспечит рост нашего влияния во всей Азии».
И Китай принялся за дело…
КНР хочет омыть сапоги в Каспийском море
Самым лакомым куском для Китая представился Казахстан с его доказанными запасами морских и береговых месторождений в 37 млрд баррелей нефти и 3,3 трлн м3 газа, которые в основном находятся на западе страны – Карачаганак, Тенгиз, Узень...
КНР в Казахстан уже вложила миллиардные инвестиции, тем самым заявив о своем желании стать крупнейшим игроком нефтяного и газового сектора региона. Пекин подписал с Астаной более десятка соглашений о сотрудничестве в различных областях. И сегодня на долю китайских компаний, работающих в республике, приходится 12% общей добычи углеводородов! И это только начало. Китайская сторона собирается увеличить этот показатель в десятки раз. КНР в режиме нон-стоп приобретает доли компаний, разрабатывающих месторождения республики. За короткий промежуток времени Пекин стал долевым участником на месторождениях Кенкияк и Жанажол, стал основным акционером казахской компании «Актобемунайгаз», полностью выкупил канадские компании «ПетроКазахстан» и Nations Energy Company Ltd.
Также Китай вкладывает свои капиталы в расширение
системы трубопроводов. Так, CNPC (нефтяная госкорпорация КНР – прим.ред.) подписала летом 2007 года соглашение с Казахстаном об увеличении трубопровода Атасу – Алашанькоу. Еще один проект - сооружение китайско-казахстанского нефтепровода. Строительство будет финансировать исключительно Китай.
Этот проект лишь составляющая китайской программы по подчинению и контролю энергетики каспийского бассейна. Совсем недавно Китай получил право производить разведку нефти и газа в Туркменистане. Ведет, и, по всей видимости, успешно, переговоры с Узбекистаном и Кыргызстаном о постройке газопроводов…
Чем ответит Россия?
Несмотря на возросшие в несколько раз потребности России в энергоресурсах и нехватки российских трубопроводных мощностей, наша страна намерена отстоять свою ключевую роль в этом регионе и, соответственно, подчинить себе центрально-азиатские газовые ресурсы.
Ясно, что России невыгодно строительство газового трубопровода Туркменистан – Китай. И наша страна будет препятствовать его созданию. Тесные отношения Узбекистана с Россией – это гарант того, что узбекская сторона не станет транзитной страной для пекинского проекта. Президент Казахстана Назарбаев всегда больше тяготил к России, нежели к Китаю. Астана допустила китайский капитал в страну, однако, испытывает сомнения по увеличению инвестиций КНР. Некоторые казахстанские политики даже настаивают на проявлении осторожности по отношению к Китаю. Казахстанский парламент выразил озабоченность по поводу большого присутствия Китая в нефтяной отрасли страны, а Минэнерго заявило о своем намерении блокировать приобретения КНР в казахстанском энергетическом секторе.
- Мы действительно пока не можем представить в регионе хоть что-то в противовес китайской военной мощи, - убежден эксперт-политолог Николай Казаков. – Поэтому России необходимо наращивать экономическое присутствие в странах, окружающих КНР. Главным образом во Вьетнаме, Индии, Корее, Монголии и прочих. Также нам на руку крепнущая военная машина Японии как противовес Китаю.
По словам господина Казакова, чем больше крупных игроков будет присутствовать в регионе, тем лучше для России.
Именно в этой связи для России выгодно создание Энергетического агентства ШОС. Владимир Путин уже поддержал идею создания энергетического института и акцентировал внимание на том факте, что расширение сотрудничества в сфере торговли энергоресурсами могло бы дать толчок региональным проектам. «Я уверен, - заявил он, - что инициированный диалог по энергетическим вопросам и сопутствующие национальные энергетические стратегии, а также создание Энергетического агентства предопределят приоритеты для нашего будущего сотрудничества». То есть это агентство позволит поделить между всеми странами сферы влияния на территории всей Азии и избежать конфликтных ситуаций. Но пока это лишь проект. А основная задача нашей страны сегодня в регионе – создать современную энергетическую систему по добыче и, что не менее важно, переработке. Укрепить здесь политические и экономические связи, расширить экономические отношения с Японией, Кореей, Индокитаем…
Автор: Денис Козлов