Российская автомобильная промышленность переходит на систему европейских экологических стандартов.
Государство установило для российских автопроизводителей сверхдинамичный график перехода на нормы Евро: в 2004 году Россия официально примет Евро-2, в 2006 0- Евро-3, а к 2008 году должен быть достигнут Евро-4.
Российская автомобильная промышленность переходит на систему европейских экологических стандартов.
Государство установило для российских автопроизводителей сверхдинамичный график перехода на нормы Евро: в 2004 году Россия официально примет Евро-2, в 2006 0- Евро-3, а к 2008 году должен быть достигнут Евро-4.
Отечественные автопромышленники говорят о своей готовности к переходу на 2-й и 3-й экологические стандарты, хотя это стоит больших денег. Но Евро-4 требует коренной модернизации, фактически - сооружения новых заводов. Переход на Евро-4 требует технологического прорыва, справиться с которым за четыре года российское машиностроение попросту не в состоянии, так как для этого необходимы значительные финансовые вливания. Даже в Европе, где стандарт Евро-3 появился в 1995 году, введение Евро-4 было запланировано первоначально на 1998 год, а потом перенесено на 1999 и длится по сей день.
По мнению экспертов, подобные нововведения в очередной раз могут привести лишь к росту цен. Введение Евро-4 приведет к столь значительному увеличению издержек производства, что их продукция станет просто неконкурентоспособна. По данным "Северсталь-Авто", переход на Евро-2 привел к удорожанию автомобилей на сумму до 1,5 тыс. долл. Переход с Евро-2 на Евро-3, по оценкам специалистов, потребует дополнительного увеличения цены автомобиля еще на 1000 долл.
Получается, что российский автопром может и не удержаться на рынке из-за резко выросшей стоимости. Как результат - отечественные автопроизводители вряд ли добровольно согласится на введение новых экологических норм.
Введение каждого нового Евро выливается для АвтоВАЗа в подорожание легковушек не менее чем на $1000. На фоне растущей конкуренции со стороны подержанных иномарок это негативно отражается на финансовом положении предприятия. Ведь из-за подорожания отечественным машинам приходится конкурировать с иностранными автомобилями из более высокого ценового сегмента. По данным исследования The Boston Consulting Group, если в начале 2002 года соперниками российских машин были иномарки старше 6 лет, то сегодня их прямые конкуренты значительно "помолодели".
С другой стороны, без жесткого давления на российский автопром, активно лоббирующий свои интересы и не допускающий на российский рынок иномарки, "чистый" двигатель в России не появится никогда.
Для того чтобы пересадить население на новые дорогие российские автомобили, будет введена индексация дорожного налога на автомобили старше 10 лет. После введения такого налога значительно снизится конкурентоспособность подержанных иномарок - ведь срок их эффективной эксплуатации значительно сократится. С иномарки, возраст которой достиг 10 лет, также придется платить большой налог - хотя ее выхлоп может быть намного чище, чем у 10-летних Жигулей.
Вообще сегодня для российского потребителя все равно, есть у двигателя нейтрализатор или нет. Об экологии мало кто задумывается, а государство, в свою очередь, не стимулирует приобретение таких автомобилей, как это практикуется за рубежом.
Между тем ситуация с экологией год от года становится только хуже. Например, в Москве в окружающую среду ежегодно выбрасывается автотранспортом около 2 млн тонн твердых, жидких и газообразных отходов, многие из которых крайне токсичны для человека. Отработанные газы автомобиля содержат соединения свинца, кадмия, цинка, меди, железа, марганца, хрома, кобальта, олова. Из-за грязного воздуха в российской столице здоровыми рождаются менее 10% детей.
В странах Евросоюза стандарт Евро-4 вступает в силу с 2005 года. Ожидается, что он поможет уменьшить содержание окиси азота в выхлопе на 30%, а твердых частиц - на 80%.
Автор: Нана Бендукидзе