Согласно данным аналитиков, последние годы объем рынка полимерно-битумных вяжущих менялся следующим образом:
- 2015 г. – 259 тыс. т;
- 2016 г. – 281 тыс. т;
- 2017 г. – 336 тыс. т;
- 2018 г. – 376 тыс. т;
- 2019 г. – 450 тыс. т;
- 2020 г. – 725 тыс. т.
Как известно, основным направлением для применения ПБВ является строительство дорог. Поэтому главной причиной ожидаемого роста увеличения производства битумов является стимулирование государством развития и приведения к нормативному состоянию дорожной сети в целях развития транспортной системы страны. Особое значение полимерно-битумные вяжущие имеют для регионов с неблагоприятными погодными условиями. Здесь ПБВ могут оказать большую услугу. Ведь они обладают массой преимуществ перед традиционными материалами: повышенной сопротивляемостью к деформации, стойкостью при высоких и низких температурах, повышенным сопротивлением старению.
Пока данный материал в основном используется в европейской части страны, где его преимущественно и производят. Объясняется это непростыми условиями перевозки: при несоблюдении специальных требований ПБВ могут расслаиваться, качество материала при транспортировке на дальние расстояния зачастую ухудшается. Однако профильные компании работают над решением этой проблемы. Например, ЛУКОЙЛ первым в России выпустил ПБВ, адаптированные к перевозке на сверхдальние расстояния. Компания даже установила всероссийский рекорд, транспортировав материал из центрального региона на 3 тыс. км – в ХМАО. Одной из первых автодорог, где были применены новые продукты, показавшие отличный результат, стал контрольный участок на трассе Нижневартовск-Радужный (ХМАО-Югра). Следовательно, расстояния перестают быть для отрасли помехой, и в ближайшем будущем даже самые отдаленные регионы можно будет снабдить высококачественными ПБВ.
При этом передовые отечественные компании, отчетливо понимая разницу условий в различных областях страны, придают одинаково большое значение как улучшению качества, так и расширению ассортимента продукции. Именно поэтому в июле 2021 г. ЛУКОЙЛ разместил специальную установку на территории Нижегородского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Ее мощность в производственный сезон должна превысить 150 тыс. т ПБВ. Помимо классических полимерно-битумных вяжущих она также позволяет получать высококачественные битумные вяжущие с использованием различных типов модификаторов. Благодаря этому специалисты приобретают возможность подбирать наиболее подходящие варианты продукции для каждого конкретного случая в результате анализа климатических особенностей, интенсивности движения на дорогах и некоторых других факторов.
Словом, отечественный рынок ПБВ постепенно растет и крепнет. Осваивая новые технологии, проводя исследования в собственных лабораториях и применяя полимерно-битумные вяжущие в различных условиях, крупнейшие компании открывают новые возможности для дорожного строительства и, без преувеличения, улучшают качество жизни в стране.
Автор: С. Бабаева