USD 99.4215

-3.96

EUR 106.304

-3.48

Brent 71.12

+0.06

Природный газ 3.076

-0.01

5 мин
...

Развитие сотрудничества нефтяных и сервисных компаний в условиях новой экономической реальности

Развитие сотрудничества нефтяных и сервисных компаний в условиях новой экономической реальности

Москва, 9 июня - ИА Neftegaz.RU. Экономическая ситуация, сложившаяся к настоящему времени в мире и России в связи с пандемией коронавируса, заключением сделки ОПЕК+ и последовавшим обвалом цен на нефть, существенно повлияла на отношения нефтяных и сервисных компаний. В первую очередь она показала, что выжить на рынке смогут лишь те предприятия, которые способны проявлять гибкость, адаптироваться, предугадывать запросы клиентов и отвечать на новые вызовы.

Говоря о нефтегазовой отрасли, стоит отметить, что 2020 г. оказался особенно тяжелым для нефтесервиса. Как отмечают аналитики, для этого сектора бизнеса характерна относительно низкая рентабельность и достаточно высокая капиталоемкость. Поэтому даже, казалось бы, несущественные изменения могут оказать на нее большое влияние. А сокращение в первом квартале прошлого года расходов крупнейших нефтекомпаний на новое бурение и требование отсрочки платежей, разумеется, стали настоящим ударом.

Некоторые нефтесервисные компании, преимущественно небольшие, не справились с таким давлением вовсе. Другие – еще не сумели восстановить объемы работ до показателей 2019 г. Особые опасения это вызывает на фоне того, что мировая экономика движется в сторону низкоуглеродного развития, и нефтесервис оказывается в числе уязвимых секторов. Об этом свидетельствуют данные агентства Fitch «Нефть, газ и химия – долгосрочные оценки уязвимости ESG», опубликованные в январе 2021 г.

Новые условия, сформировавшиеся в результате кризиса, ожидаемо несут для нефтяных и сервисных компаний определенные риски. Один из главных – снижение цен на услуги сервиса, которое в дальнейшем приведет к увеличению убытков, массовым банкротствам и падению качества услуг. Избежать таких последствий, по мнению экспертов, можно сместив акцент со снижения цен на развитие новых технологий. Это поспособствует оптимизации процессов, повышению производительности труда и стабилизации экономики страны. Таким образом, сегодняшняя экономическая реальность дает толчок для перестройки нефтесервисного рынка России и для пересмотра моделей сотрудничества между сервисными компаниями и заказчиками.

Взаимодействие в этой отрасли становится все более тесным. Теперь крупные нефтяные предприятия придают еще большее значение совместному с сервисом решению стратегических бизнес-задач и продолжают работать над внедрением цифровых инструментов. Например, компания «Газпром нефть» для взаимодействия с подрядчиками вводит электронную подпись, которая будет ускорять сроки заключения договоров, и единую цифровую площадку, которая поможет осуществлять совместное планирование ресурсов и контроля сроков и задач.

Нефтесервисные компании в свою очередь тоже осознают необходимость разработки новых технологий и ввода в эксплуатацию современного оборудования. Все это объясняется в первую очередь временным характером кризиса. С большой вероятностью после его завершения российские нефтяные компании будут остро нуждаться в инновационных подходах нефтесервиса, особенно если учесть нестабильную внешнеполитическую ситуацию, санкции и пр.
Потребность в отечественных разработках оборудования и технологий будет лишь расти.

Так, основная сложность заключается в том, что заказчики вынуждены искать услугу за меньшую цену, а нефтесервисные предприятия вынуждены увеличивать затраты, вкладываясь в НИОКР и развитие новых технологий, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность.

Разумеется, укрепление позиций сервисных предприятий и их эффективное сотрудничество с нефтяными компаниями зависят не только от внедрения инноваций. Значение имеют и другие факторы, такие как расширение географии присутствия, способность быстро перекидывать свои мощности из одного региона в другой и т. п. Это экономит время и деньги заказчиков, что в современных реалиях приобретает особую важность. Однако наиболее существенный эффект все же ожидается от технологий, внедряемых обеими сторонами.

Генеральный директор «НафтаГаза» Ислам Назаралиев подчеркивает, что «НафтаГаз» создавался и развивался в жесткой конкурентной среде: «Мы – независимый бизнес в отрасли, где большой объем реализуется на кэптивном рынке. Но к кризисному 2020 г. достигли серьезных показателей и заняли стабильное место в отрасли».

Безусловно, сделка ОПЕК+ и пандемия внесли корректировки в темпы развития «НафтаГаза». Компания по-партнерски отнеслась к предложениям заказчика. Хотя бизнес и пострадал. В свою очередь и нефтедобытчики предприняли ряд действий, чтобы нефтесервис смог сохранить производственную программу. В значительной части это удалось.

«Но мы понимали и понимаем, что любой кризис временный, поэтому продолжаем вкладываться в развитие персонала и технологий. Работаем над созданием учебного центра, специальных программ для молодых специалистов (в бурении сегодня это очень актуально). Инвестиции в основные средства в прошлом году были на 50 % больше, чем годом ранее и составили почти 1 млрд руб. Совместно с нашим основным заказчиком мы разработали и внедряем у себя на объектах проект «Цифровая Буровая». Это будет способствовать повышению экономической и производственной эффективности и безопасности, прозрачности процесса бурения для нефтяных и газовых компаний», – считает Ислам Назаралиев.

В свою очередь, крупнейшие представители отрасли, с которыми сотрудничает «НафтаГаз», также стремятся создавать условия для эффективного взаимодействия.

«В текущей экономической ситуации «Газпром нефть» предлагает нефтяным и сервисным компаниям формат долгосрочного сотрудничества и взаимовыгодные условия партнерства. Компания проводит регулярные встречи с подрядными организациями блока разведки и добычи (БРД), где открыто обсуждает возможности дальнейшего совместного развития и перспективные направления в рамках актуальных бизнес-инициатив. В 2020 г. вступил в силу Кодекс взаимодействия с подрядными организациями БРД, направленный на развитие стратегического партнерства с рынком, основы которого были приняты и разделены вместе с ключевыми подрядчиками компании. Сегодня этот документ помогает в полной мере соответствовать принципам сотрудничества на всех уровнях, проявляя целостность подхода к партнерству.

«Газпром нефть» выделяет несколько направлений для совместного развития с рынком – это безопасность производственных работ на объектах, технологичность решений для развития компании и эффективность взаимоотношений. В рамках данных направлений реализуются совместные проекты с подрядными организациями, дополнительную эффективность от которых получают все участники. Фактически сегодня компания формирует единое пространство – экосистему для совместной с партнерами проработки ряда цифровых решений и проектов, которые позволят повысить уровень качества и эффективности обыденных процессов и создадут платформу для будущего сотрудничества.

Для совместной реализации проектных бизнес-задач и развития нефтесервисного рынка сформирован ряд инструментов, разработанных в рамках секторных стратегий: «Либерализация» договоров по пилотным услугам для повышения уровня партнерских взаимоотношений сторон; «Изменение операционной модели», позволяющее перевести непрофильные для контрагентов направления в зону ответственности компании; «Уберизация услуг», которая дает возможность повысить загрузку мощностей подрядных организаций.

Компания делает ставку на внешний сервис и прилагает все возможные усилия для сохранения стабильности нефтесервисного рынка. При реализации стратегии одним из приоритетов будет именно стратегическое партнерство, вовлекаясь в которое сервисные компании могут также ощутить существенную поддержку в сложившихся экономических условиях», – делятся в пресс-службе «Газпром нефти».

Согласно некоторым прогнозам, ситуация на нефтесервисном рынке начнет стабилизироваться в 2021-2022 гг. в связи с ростом спроса на бурение. На это повлияет выход России и других стран ОПЕК+ из сделки. Следует ожидать, что к концу этого периода сотрудничество нефтяных и сервисных компаний приобретет новые формы и большую гибкость: нефтяные компании смогут повысить скоординированность действий всех участников процесса, а сервисные предприятия смогут обеспечить более детальный подход к потребностям заказчика и достигать лучших производственных результатов с меньшими материальными и временными затратами.



Автор: А. Иванова