Нью-Йорк, 24 мар - ИА Neftegaz.RU. Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива могут в скором времени столкнуться с мощнейшим финансовым кризисом.
Такое мнение выразил автор агентства Bloomberg Д. Фиклинг в своей статье 22 марта 2020 г.
По мнению автора статьи, для большей части мира «нефтяная игла» - это проклятие.
Обладая достаточными запасами углеводородов, такие страны, как Нигерия, Ангола, Казахстан, Мексика и Венесуэла, растрачивали эти богатства впустую, и так и не став финансово стабильными и процветающими.
Другое дело - Персидский залив, где нефть стала благословением для национального строительства.
Открытие месторождений нефти в середине 20го века превратило анархический, отчаянно бедный регион в одно из самых богатых мест на планете.
Катар, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты стали богаче Швейцарии.
Саудовская Аравия, Бахрейн и Оман сегодня находятся на одном уровне экономического развития с Японией или Великобританией.
Трансформация была настолько полной, что стало легко поверить в тот факт, что причина богатства этих стран - естественная эволюция.
Но это не совсем так.
Нынешняя ценовая война на нефтяных рынках лишь ускорит наступление того момента, когда неустойчивый характер экономики стран Персидского залива столкнется с жестокой расплатой.
Прямо сейчас все 6 монархий присоединяются к России и «открывают краны», чтобы затопить рынок нефтью и вытеснить более дорогостоящие добывающие страны.
Запланированное увеличение добычи нефти Саудовской Аравией на 2,5 млн баррелей/сутки – это цунами, но лишь одна из волн, ведь другие игроки тоже не сдерживают себя.
США будут ежедневно «выливать» на рынок около 200 тыс. барр. или больше, по данным консалтинговой компании Rystad Energy, Кувейт поднимет добычу на 110 тыс. барр., а Россия увеличит суточную добычу на 200 тыс. барр.
Вы удивитесь, но этот всплеск поставок не связан с геополитикой.
Это всего лишь математический результат снижения цены на нефть.
С меньшим количеством долларов, поступающих за каждый баррель сырой нефти, монархии Персидского залива должны качать гораздо больше, чтобы поддерживать что-то похожее на текущие доходы.
Конечно, даже при самом экстремальном сценарии, когда цены на нефть упадут до 10 долл. США/барр., и почти вся мировая нефтяная промышленность потеряет миллиарды, добывающие страны Персидского залива останутся в плюсе.
Но проблема гораздо глубже: она спрятана в экономиках этих стран, которым жизненно необходима гораздо более высокая цена на нефть, чтобы сбалансировать свои бюджеты и поддержать валюты, привязанные к доллару.
Центральные банки региона и суверенные фонды благосостояния собрали огромные суммы, чтобы помочь им пережить такой кризис, а также более долгосрочный риск снижения спроса. Однако, столкнувшись с более низкими ценами, эти буферы могут быстро закончиться.
Возьмите чистые финансовые активы, принадлежащие правительству Саудовской Аравии - резервы Центрального банка, плюс активы Фонда национального благосостояния, минус государственный долг.
Они снизились всего до 0,1% от ВВП с 50% за 4 года до 2018 г., поскольку нефть упала с уровней около 100 долл. США/барр. в конце 2014 г.
Теперь королевство, скорее всего, станет чистым должником в обозримом будущем, даже если цены снова поднимутся выше 80 долл. США/барр.
Согласно исследованию, проведенному Международным валютным фондом (МВФ) в феврале 2020 г., за те же 4 года чистые финансовые активы, принадлежащие 6 монархиям Персидского залива, упали примерно на 1,5 трлн долл. США, до примерно 2 трлн долл. США.
Это говорит о том, что даже если пикового спроса на нефть не случится до 2040 г., оставшаяся сумма может быть исчерпана к 2034 г.
Нефть по 20 долл. США/барр. опустошит казну еще быстрее - уже к 2027 г.
Согласно еще одному докладу МВФ в 2019 г., при ценах на нефть в диапазоне 50 - 55 долл. США/барр. международные резервы Саудовской Аравии упадут примерно до 5 - месячного покрытия импорта уже в 2024 г.
Это крайне тревожная перспектива, которая приведет королевство в течение нескольких месяцев к немыслимому кризису платежного баланса и отказу от привязки к доллару, которая поддерживала глобальную торговлю нефтью в течение целого поколения.
Однако цены, которые мы видим сегодня, делают это почти похожим на оптимистичный сценарий.
Еще есть время предотвратить это будущее, но оно повлечет за собой серьезные изменения в наших представлениях о заливе и его роли в мировой экономике.
Правительства стран Персидского залива уже ввели бюджетные сокращения после снижения цен на нефть в 2014 г., убрав субсидии и добавив налоги с продаж, тем самым пошатнув свой имидж роскошных государств всеобщего благосостояния.
Если цены упадут еще больше, возникнет необходимость добавить еще налоги и уменьшить социальные выплаты.
Ни то, ни другое не будет популярно среди граждан.
Щедрые расходы на оборону и безопасность, которые составляют почти 1/3 бюджета Саудовской Аравии, также могут сократиться.
Эпоха, когда страны Персидского залива и их суверенные фонды благосостояния были волшебными банкоматами, готовыми платить за активы на каждом континенте, может подойти к концу. Вероятно, что им даже придется превратиться в обычных продавцов нефти.
А это означает, что, возможно, залив все же не был избавлен от нефтяного проклятия.
Этот момент был только отсрочен.