Сначала о плохом. Отсутствие прибыльных финансовых инструментов на российском рынке становится препятствием на пути роста прибыльности банков. Некоторые операции, как, например краткосрочные ГКО, уже сейчас имеют отрицательную доходность. Зачастую банки вынуждены проводить рискованную кредитную политику, пренебрегая детальными проверками заемщиков. Информация о невозвращении ссуд крупным банкам может вызвать панику и массовый отток денежных средств, что ударит по всей банковской системе.
,Теперь о хорошем. Ситуация в стране сейчас радикально отличается от того, что творилось накануне банковского кризиса 1998 года. Количество банков тогда росло по геометрической прогрессии, деньги "крутились" на финансовых и валютных рынках, обеспечивая суперприбыли. Отсутствие регулирующей законодательной базы привело к тому, что при первых проявлениях мирового кризиса банковская структура России рассыпалась, как карточный домик.
Сейчас - другое дело.
Во-первых, растет собираемость налогов, экспорт значительно превышает импорт, а профицит федерального бюджета в январе составил около 8 млрд. руб.
Во-вторых, значительно снизилась инвестиционная привлекательность банковского сектора. Вложения в реальный сектор обеспечивает большую отдачу, чем от вложений в банки. В результате рост производства в России в 2000 году составил около 10%, а по некоторым отраслям - 30-50%.
В-третьих, банковский сектор в настоящее время наиболее жестко контролируется государством, растет капитализация банковской системы, а золотовалютные запасы ЦБ выросли до небывалых размеров - $30 млрд.