USD 92.5492

+0.73

EUR 99.3523

+0.94

Brent 83.57

+0.26

Природный газ 1.603

-0.01

...

Проблемы госрегулирования ТЭКа

Важным инструментом обеспечения благоприятных условий деятельности отечественных товаропроизводителей является эффективность государственного регулирования цен и тарифов, особенного на продукцию и услуги естественных монополий.

Проблемы госрегулирования ТЭКа

После кризиса 1998 г. масштабы несоответствия резко возросли. Сначала это явилось следствием 5-кратной девальвации рубля по отношению к доллару и затем почти 3-кратного повышения цен на нефть и мазут на мировых рынках. Существующее соотношение цен обусловило высокий спрос на газ. Развитие этой негативной тенденции усиливает отсутствие действенной системы формирования топливных балансов и контроля за их исполнением. В итоге потребление мазута в энергетике России в последние годы сократилось на 21%, а доля газа в топливном балансе возросла до 64%, а по Европейской части страны до 84%. С одной стороны, это переход на более экономически эффективный и экологически менее опасный вид топлива. С другой ? увеличивается зависимость от добычи газа, состояния ?Газпрома?, который в последнее время демонстрируют отнюдь не положительные показатели.
Так дефицит газа на российском рынке зимой 1999-2000 гг. вынудил ОАО ?Газпром? закупить его по импорту. Туркменский газ, приобретенный (с затратами на транспортировку) по цене 55 долл./куб. м, продавался в России по 12 долл./куб. м с отнесением убытков на деятельность ОАО ?Газпром?.

,Следует отметить, что динамика цен на энергоносители носит хаотичный характер. Это в значительной степени связано с тем, что цены на часть видов топлива являются регулируемыми, а на часть - нет. Кроме того, длительные задержки рассмотрения тарифов на электрическую энергию и тепло в ФЭК России и Региональных комиссиях не позволяют оперативно вносить соответствующие изменения в действующие тарифы. Важнейшей проблемой ценообразования является несоответствие цен на основные виды топлива их теплотворной способности, технологичности при использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 : 0,74 : 5.2 и значительно отличается от соотношения цен, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4. Нарушение ценовых пропорций начало формироваться с середины 90-х гг. вследствие введения свободных цен на уголь и мазут при сохранении государственного регулирования цен на газ, сориентированного на сдерживание их роста.

,Значительные недостатки свойственны и существующей системе государственной поддержки организаций электроэнергетики.
Следует отметить, что не только электроэнергетика и газовая промышленность, но и нефтяная промышленность представляют собой монополизированные отрасли, выпускающие небольшое число достаточно однородных и стандантизированных товаров. В этих условиях свободные цены не являются инструментом конкуренции.
Топливно-энергетический сектор носит инфраструктурный характер, затраты на топливо и энергию оказывают сильное влияние на работу большинства секторов экономики (доля затрат на эти цели в среднем составляет 27%).
Эти данные показывают, что имеются веские аргументы в пользу того, чтобы внутренние цены на топливо и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством с учетом потребностей предприятий ТЭК в финансовых средствах и возможностей потребителей топливных и энергоресурсов. Это требует дальнейшего совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования.

,В настоящее время государственными органами регулируются цены на газ, электроэнергию, тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов, на железнодорожные перевозки. Регулирование тарифов на электрическую энергию и контроль за ценообразованием в газовой промышленности осуществляет ФЭК России, Министерство антимонопольной политики определяет тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Государственное регулирование тарифов на услуги железнодорожного транспорта, электрическую и тепловую энергию основывается на применении нормативов энергетической и транспортной составляющей себестоимости продукции, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с учетом региональных и отраслевых особенностей соответствующих производств.