USD 91.6359

+0.09

EUR 100.2625

+0.08

Brent 85.28

+0.12

Природный газ 1.75

0

...

Правительство ?переводит стрелки?! Предпосылки для системных кризисов

Самое интересное ? действия правительства, точнее говоря, его реакция на ускорение инфляции в январе текущего года. Правительство очень четко показало, что оно стремится не к тому, чтобы выявить причины данной серьезной проблемы и устранить их, а к тому, чтобы, грубо говоря, перевести стрелки, чтобы никто не мог ничего сказать.

Правительство ?переводит стрелки?! Предпосылки для системных кризисов

Самое интересное ? действия правительства, точнее говоря, его реакция на ускорение инфляции в январе текущего года. Правительство очень четко показало, что оно стремится не к тому, чтобы выявить причины данной серьезной проблемы и устранить их, а к тому, чтобы, грубо говоря, перевести стрелки, чтобы никто не мог ничего сказать.
Мы действительно имеем очень сильный рывок инфляции, который вызван в первую очередь действиями самого правительства. Поскольку денежная политика оставалась достаточно жесткой на протяжении последних месяцев, то монетарных факторов ускорения инфляции практически нет. Она связана с действиями правительства по провоцированию жилищно-коммунальной реформы, основное действие ? сокращение расходов бюджета, перетягивание денег из региональных бюджетов в федеральный. В региональных бюджетах стало не хватать денег, как и следовало ожидать, они ответили форсированием реформы ЖКХ, потому что деньги нужно как-то экономить. И тут же на это наложилась позиция правительства - мы еще больше повышаем зарплату, а вы ищите деньги, как хотите.
Таким образом, возникла ситуация: в региональных бюджетах не хватает денег, и повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства стало максимальным с января 1996г.
Сыграли свою роль рост цен на плодоовощную продукцию (это, конечно, фактор сезонный), он в значительной степени связан с высокой монополизацией; рост цен на лекарства, он хотя и в среднем по стране составил 5,2 %, то есть не вышел за рамки, которые связаны с повышением НДС, но тем не менее в крупных городах по очень многим категориям лекарств доходило и до 20 % .
20 % - это наиболее распространенный показатель повышения, здесь имеет место злоупотребление монопольным положением в чистом виде. И очень смешно, что расследует этот рост цен Министерство здравоохранения, а не Министерство по антимонопольной политике, служебными обязанностями которого и являются подобные события.
Можно сказать, что у нас ускорение инфляции было вызвано действиями МАП, почему-то уже никто не вспоминает, что МАП обязан бороться с монопольными нарушениями и со стороны обычных отраслевых монополий.
Тут надо обратить внимание и на тот факт, что лекарства подорожали с начала месяца, жилищно-коммунальное хозяйство подорожало тоже с начала месяца, по итогам первых трёх недель инфляция должна была составить 2,4 ? 2,7 %, но инфляция подскочила в конце января. Это очень опасно, потому что раньше эта инфляция носила чисто сезонный характер, цены росли в начале и середине января, а к концу месяца они уже уверено затухали. Любопытно будет посмотреть, что нам даст февраль в плане роста инфляции.
Позиция правительства в этом плане выглядит просто не прилично, потому что они обвиняют Госкомстат в том, что он не правильно посчитал масштабы повышения тарифов ЖКХ, что, в конце концов, он оказался не профессиональным. Но правительство не предприняло никаких усилий для того, что бы обеспечить устранение причин инфляционного роста, найти их хотя бы. Оно ограничилось разговорами, что ни чего страшного не происходит, что это не окажет ни какого серьёзного влияния на развитие экономики. Что ж, действительно, не окажет, потому что страну разрушает не высокая инфляция сама по себе, а несоответствие ее уровня заверениям самого правительства. Во-первых, из-за этого оказывается слишком высоким реальный курс рубля, который оказывается выше, чем планировалось, что серьезным образом тормозит экономику. Во-вторых, заложниками правительственных прогнозов становятся бюджетники, которые в результате оказываются без тепла и света, что оборачивается глубоким разочарованием от деятельности правительства. Я бы подчеркнул: не столько от результатов деятельности, сколько от мотивации: правительство хочет не решать проблемы, а просто закрыть на них глаза. Причем, всему обществу.
И вот здесь можно перейти ко второй теме: замечательный результат исполнения бюджета в январе месяце, правительство не замедлило отрапортовать о небывалых успехах. Но, если вычесть из этих успехов увеличение доходов, которое произошло из-за перетягивания средств из региональных бюджетов и консолидации на федеральном уровне социального налога, который раньше шел в Пенсионный фонд, то видно ? никакого реального успеха нет. Во всяком случае, не видно геройств правительства.
Таким образом, можно констатировать, что правительство на минувшей неделе вызвало чувство глубокого разочарования. Потому что можно, конечно, ругать или хвалить правительство, но, столкнувшись с очевидной проблемой долгов по зарплатам, оно просто закрывает на нее глаза и начинает искать крайних ? это не просто шок и разочарование. Это создание очевидных предпосылок для системных кризисов.
Теперь о принципиальных изменениях политики правительства, о которых было объявлено. Из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры у нас будет очевидная нехватка денежной массы. Если сохранить эмиссионную политику, жестко привязанную к валютным поступлениям, то правительство столкнется с нехваткой денег, из-за чего может вспыхнуть кризис неплатежей. Хорошо, что правительство об этом задумалось, но осуществлять эти действия должно отнюдь не правительство, а Центральный банк. Неизбежным последствием этих мер станет еще большее ускорение инфляции. Центробанк вряд ли пойдет на эти меры, потому что тогда правительство в рамках своей обозначившейся деструктивной политики, направленной не на устранение причин, а на поиски виновных, просто сделает крайним именно ЦБ.
А вот в рамках бюджетной политики, которая целиком в руках правительства, обеспечить рост денежной массы на сколько-нибудь значительный объем достаточно сложно. Кроме того, без решения структурных проблем политика стимулирования денежного предложения обернется политикой стимулирования инфляции. Тогда она будет даже не 16%, а больше, чем в прошлом году. Конечно, Госкомстат можно изнасиловать как угодно, можно напомнить, как чиновников этого ведомства сажали в тюрьму, тогда инфляция может стать и нулевой? Но от глаз общества факты катастрофического ухудшения ситуации уже скрыть невозможно.
Так что, правительство верно обозначило проблему, но упорно не хочет дополнить это структурными мерами, делая само себя заложником всех будущих гадостей в экономике. Еще раз скажу: давно пора задуматься о злоупотреблениях со стороны не естественных, а обычных монополий.

Автор: М.Г.Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук