USD 89.9475

+1.96

EUR 96.6852

+1.5

Brent 81.94

0

Природный газ 2.199

+0.03

...

Каспийский регион заменит Саудовскую Аравию

Как известно, крупнейшими импортерами нефти в мире являются США, Япония, Южная Корея, Германия и Италия. США получают 53% используемой нефти из иностранных источников. По прогнозам, к 2020 году доля иностранной нефти на американском рынке увеличится до 62%.

Каспийский регион заменит Саудовскую Аравию

Как известно, крупнейшими импортерами нефти в мире являются США, Япония, Южная Корея, Германия и Италия. США получают 53% используемой нефти из иностранных источников. По прогнозам, к 2020 году доля иностранной нефти на американском рынке увеличится до 62%. Таким образом, если сегодня США ежедневно импортируют 24.4 млн. баррелей (ежедневно используются примерно 19 млн.) нефти в день, то в 2020 году они будут закупать уже 37.1 млн. баррелей.
По прогнозу Международного Энергетического Агентства, к 2020 году объем мирового потребления нефти увеличится примерно на 20%. Объем потребления автомобильного топлива возрастет примерно на 57% - то есть, будет увеличиваться на 2% ежегодно. Если эти прогнозы окажутся верными, предполагается, что мировая экономика будет расти, а цены на энергоносители останутся примерно на этом уровне - то за 18 лет только США затратят на покупку иностранной нефти $2.5 трлн. Потребление нефти возрастёт во всех регионах мира, но особенно в Китае и государствах Азии, где будет активно развиваться экономика.
По мнению аналитиков Warldwatch Institute, увеличение потребления нефти неизбежно вызовет увеличение интереса к разведанным, но доселе неиспользованным месторождениям, в частности находящихся на территории России и, особенно, в районе Каспийского моря. Регион Каспия, по оценкам Министерства Энергетики США\Department of Energy потенциально содержит 235 млрд. баррелей нефти - что делает этот регион вторым нефтеносным регионом мира, уступающим только Персидскому заливу. Однако "большая нефть" автоматически означает и большие проблемы.
Профессор Майкл Клэйр\Michael Klare, автор книги "Войны за Ресурсы: Новый Ландшафт Глобальных Конфликтов"\Resourse Wars: The New Landscape of Global Conflict считает, что "большая каспийская нефть", с равной вероятностью, может превратить Среднюю Азию и Кавказ в зону постоянного мира и стабильности, или, наоборот, постоянной нестабильности и войны. Уже в ближайшем будущем, регион Каспийского моря сможет оказывать такое же влияние на мировую политику и экономику, какое ныне оказывают нефтедобывающие государства Персидского залива.
При этом, "нефтяные экономики" - то есть экономики стран, опирающихся исключительно на добычу этого сырья, не только неустойчивы (поскольку напрямую зависят только от мировых цен на нефть), но и относительно недолговечны. По оценкам эксперта в области энергетики Вацлава Смила\Vaclav Smil, мировые запасы нефти достаточно ограничены. По его расчетам, разрабатываемые месторождения нефти содержат 850 млрд. баррелей, плюс 150 млрд. баррелей находятся в уже разведанных месторождениях. Таким образом, мировые запасы нефти вряд ли превышают 1 трлн. баррелей - это всего лишь примерно пятая часть от объема нефти уже использованной человечеством. Согласно этому прогнозу, в случае, если не будет найден какой-либо способ резкой увеличить экономию нефти, то мировых запасов хватит не более, чем на несколько десятилетий. Для сравнения: мировые запасы угля оцениваются в 1 трлн. тонн, при нынешнем уровне потребления его должно хватить на 230 лет.
По мнению Пола Джоскова\Paul Joskow, директора Центра Энергии и Охраны Окружающей Среды Массачусетского Технологического Института, энергетические кризисы, связанные с бурным ростом или, наоборот, падением цен на нефть будут постоянно повторяться в будущем, причем их острота будет только увеличиваться. Пол Джосков пишет: "Слово "кризис" означает лишь, что правительство той или иной страны ошиблось в определении своей энергетической политики. Ошибки всегда можно исправить. Невозможно лишь исправить полное использование мировых запасов нефти".
По прогнозам многих аналитиков, в ближайшие годы будут всё более интенсифицироваться и расширяться научные исследования, ставящие своей целью найти новые источники и технологии, которые помогут уничтожить "нефтяную зависимость". В ряде государств - частности, Японии, США и Германии - постоянно ужесточают нормы использования бензина и приняты принципиальные решения по будущему переводу всего автомобильного транспорта на иные, менее дефицитные, виды топлива. "Рано или поздно - скорее рано - эти попытки приведут к успеху", - считает Пол Джосков.
К сведению, за последние десять лет в США нефть стали меньше использовать в качестве топлива. Согласно исследованию Energy Information Administration, в 2000 году доля нефти среди всех энергоносителей составляла 38% (атомная энергия - 8%, 24% - природный газ, 23% - уголь, доля возобновляемых источников энергии - солнца, ветра и т. д. - составила 7%). В 1990 году нефть составляла 40% от топлива. За этот период незначительно увеличилась доля угля и атомной энергии.
По оценкам аналитиков компании Amoco, на территории государств Персидского залива содержится две трети всех мировых запасов нефти. В 2000 году они добыли примерно 30% мировой нефти. Государства Персидского залива в 2001 году обеспечили 22.8% всего импорта нефти в США. По данным Министерства Энергетики США, главные иностранные поставщики нефти: Канада (15.1% от общего количества), Саудовская Аравия (14.7%), Венесуэла (13.7%), Мексика (11.3%), Нигерия (7.7%), Ирак (5.3%), Норвегия (3.2%), Ангола (2.9%), Великобритания (2.7%), Колумбия (2.4%).
По данным Американского Института Нефти\American Petroleum Institute, 43% нефтепродуктов используется в качестве топлива для автомобилей, 9% - в качестве авиатоплива, 11% - как дизельное топливо, 16% - идет на изготовление асфальта, пластика, масел и т.п. 4% - используется для отопления домов, 5% - в качестве корабельного топлива, 12% - для иных нужд. За период с 1990- 2000 годов структура потребления нефти практически не изменилась