USD 90.404

+0.72

EUR 98.9825

-0.21

Brent 77.53

+0.09

Природный газ 3.192

-0

...

Российский сектор энергетики пострадал от низких цен. Но ситуация изменится.

Несмотря на повышение мировых цен на нефть и недавний рост внутренних цен на газ и элекроэнергию, состояние российской энергетики во многом определяется низкими ценами, что препятствует производству и ведет к избыточному потреблению.

Российский сектор энергетики пострадал от низких цен. Но ситуация изменится.

Несмотря на повышение мировых цен на нефть и недавний рост внутренних цен на газ и элекроэнергию, состояние российской энергетики во многом определяется низкими ценами, что препятствует производству и ведет к избыточному потреблению. В настоящее время наблюдается резкий спад внутренних цен на нефть, что во многом связано с решением России сотрудничать с ОПЕК в первой половине этого года в плане ограничения экспорта. Российское правительство продлило свое сотрудничество с ОПЕК до второго квартала текущего года, тем самым сдерживая повышение мировых цен. Снижение внутренних цен практически на 70% в условиях роста экономики показывает, что ограничения экспорта действительно были, что привело к перенасыщению рынка внутри страны. Цены возвратятся к прежнему уровню уже в этом году, когда Россия, а возможно и ОПЕК снимут экспортные ограничения, хотя временное падение цен, возможно, приведет к их дальнейшему сотрудничеству.
В настоящее время нефтедобывающая промышленность контролируется 11 крупными компаниями, которые удерживают примерно 90% рынка производства и почти 80% переработки. Тем не менее, существуют предпосылки для дальнейшего сотрудничества по различным направлениям. Во-первых, большинство из небольших компаний, производящих менее чем 10 тонн нефти в год, вольются в более крупные компании. Во-вторых, правительство должно продать 20% акций компании ?Славнефть?, на которые логично претендует компания ТНК, уже владеющая 12% компании. Правительство также должно продать 6% акций компании ЛУКОЙЛ иностранным инвесторам. До сих пор в собственности государства находится 100% акций компании Роснефть, однако активы этой компании не привлекают внимания. Третья возможность ? объединение крупных компаний, однако, на сегодняшний момент они больше заинтересованы в контактах с иностранными инвесторами, чем друг в друге.
ЛУКОЙЛ и ЮКОС, соответственно занимающие первую и вторую позиции среди нефтяных компаний России, очень заинтересованы в упрочении своих позиций в центральной Европе, от Балтики до Балкан. Компания Сибнефть сосредоточила свои усилия на использовании исследовательских данных западных нефтяных компаний для улучшения своей деятельности в Сибири. ТНК, похоже, готова к продаже своих акций западным производителям, таким, как BP. Таким образом, среди российских нефтяных компаний наблюдается некий разлад, который может привести к тому, что компании с лучшей степенью организации могут одержать вверх над компаниями со слабым управленческим аппаратом. ЮКОС и Сибнефть, например, имеют более низкий уровень издержек производства и более высокий уровень роста прибыли, чем ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз. Это является одной из причин, почему первые не согласны с ОПЕК в вопросах ограничений производства, а вторые активно сотрудничают с ней. Одной из причин разногласий в области производства нефти в России является тот факт, что внутренние цены на нефть не сильно расходятся с мировыми ценами. Хотя в настоящее время и наблюдается некоторое снижение цен, внутренняя цена колеблется в среднем от 5 до 6 долларов за баррель, что составляет четверть от стоимости барреля на мировом рынке.
В газодобывающей отрасли, наоборот, внутренние цены на газ не совпадают с мировыми. В первой половине прошедшего года внутренняя цена на газ по отношению к коммерческой цене составляла 14.5 долларов за тысячу кубометров, согласно данным IEA, по сравнению с 136 долларров за тысячу кубометров, которые мог бы выручить Газпром, являющийся негласным монополистом на газовом рынке России, продавая его Западной Европе. Неудивительно, что объемы производства и внутренние продажи газа в России должны были снизиться. " Ценовая реформа - вероятно единственная наиболее эффективная мера для газовой - а возможно , и для всей энергетической отрасли в первом десятилетии 21-ого столетия, " пишет IEA в своем последнем обзоре, посвященном проблемам энергетики России. Правительство разработало план, согласно которому, цены должны быть приближены к европейскому уровню к 2007 году. Однако, сложно даже представить себе повышение цен с 250% до 300% в 2003-05 гг (по сравнению с 2000 г), когда в текущем году увеличение составило всего 20%. Необходимо также увеличить цены на попутный газ, который поступает вместе с нефтью в качестве отходов в небольших количествах, и за который платят нефтяным компаниям. Такой газ требует очистки, перед использованием. В Сибири такого рода очистка производится Сибирско-Уральской Нефтяной и газохимической компанией (СИБУР). Но это дочернее предприятие Газпрома предлагает такие низкие цены, что многие компании предпочитают сжигать его на месте, чем собирать его и транспортировать для переработки. Газпром недавно взял на себя все управление компанией, присвоив себе все активы и произведя полную замену руководства.
В то время как Газпром не заинтересован в повышении цен для привлечения иностранных инвесторов, его копия в области электроэнергии РАО ЕС высказывает живой интерес к такого рода действиям. Существует план по увеличению энерготарифов в 2003 году до 160%, и дальнейшему повышению в 2005 году, с целью долгосрочных затрат на энергоносители, производство и привлечение новых инвестиций. В отличие от Газпрома во главе РАО ЕС стоит человек, готовый к сотрудничеству с иностранными компаниями. Анатолий Чубайс, знаменитый приватизатор времен Ельцина, выдвигает план по повышению конкурентоспособности энергетических компаний. Это ведет к перераспределению собственности ЕС, 52% которого принадлежит государству, а 48% различным российским и иностранным частным инвесторам. Федеральная система энергоснабжения была разработана с учетом контроля передачи электроэнергии государством. Однако 72 региональных представителей ЕС должны быть переформированы в отдельные структуры с целью повышения конкурентоспособности на энергетическом рынке. В конечном счете, независимые производители электроэнергии также смогут участвовать в рыночных операциях, получая свободный доступ к энергоресурсам. Некоторые из этих компаний, как надеется Чубайс, могут быть иностранными. ?Мы не можем ждать окончания реформ, чтобы заинтересовать таких инвесторов?, говорит Чубайс. Так, в дополнение к подписанию соглашений о деловом сотрудничестве с Германией, он ведет переговоры с ведущими энергетическими компаниями Италии, Франции, Испании и США