С 1 января 2003 года правительство повысит акцизы на ряд товаров, в число которых входит топливо. Причем, акцизы на топливо повысятся на 45%. Получится, что для высокооктановых бензинов ставка акциза составит 3 тыс. руб. с тонны, низкооктановых ? 2,19 тыс. руб. с тонны, для дизельного топлива ? 890 руб. с тонны. Самое интересное, что акциз будет взиматься не с нефтеперерабатывающих заводов, а с бензоколонок.
Каждое звено в цепочке нефтепродуктообеспечения (кроме НПЗ) будет обязано включать сумму акциза в себестоимость реализуемых нефтепродуктов, при этом посредникам деньги планируется возвращать. Такая система способна разрушить рынок или привести к бесконтрольному повышению цен на бензин. А тут в первую очередь пострадают автомобилисты.
Повышение акцизов на бензин приведет к "автоматическому" росту розничных цен на топливо приблизительно на 10%, т.е. примерно на 1 рубль. На сегодняшний день в литре бензина содержится 1 рубль 60 копеек акциза; после повышения ставки его концентрация увеличится на 70 копеек. К этому можно прибавить еще 70 копеек НДС, налог на прибыль и прочее. Главная проблема заключается в том, что переносится уплата акциза с НПЗ на автозаправки. Нефтеперерабатывающие заводы вряд ли захотят снижать отпускные цены на бензин, освободившись от акцизной ноши. Получится, что АЗС будут получать бензин по старой цене (с учетом акциза), но при этом "накрутят" на него акциз в 1 рубль. В результате потребитель выложит за бензин не положенный рубль, а два-три.
С 1 июля Россия отказалась от ограничений своего нефтяного экспорта, согласованных с ОПЕК. При нынешнем уровне цен нефтяным компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем производить из нее бензин и продавать его в стране. В данный момент, когда ограничения сняты, некоторые нефтяные компании пытаются как можно больше экспортировать нефть. У нефтяников возникли опасения, что правительство может принять весьма жесткие меры в отношении нефтяных компаний. Ведь есть планы экономического роста, утвержденные президентом РФ, где заложены цены на топливо. В случае если топливо будет сильно дорожать, то и транспортная составляющая всех товаров и услуг тоже вырастет. Вследствие чего планы придется пересматривать.
Как всегда, Россию вдохновляет Европа. Поэтому могут последовать "евроцены" на бензин: в пересчете 30 рублей за литр. И если от Европы мы пока отстаем, то США уже обогнали: там литр 95-го стоит в пересчете на наши деньги всего 8 рублей 40 копеек. Хочется отметить, что у Европы, в отличие от России и США, нет своей нефти.
Возможно, уже в этом году цена на бензин может вырасти на 10-15%. Например, цена на любимый 92-ой может достигнуть 13 рублей. Это можно объяснить тем, что нефтяные компании постараются сохранить свою рентабельность и уровень прибыли, перекладывая все на потребителя.
Автор: Александр Углов