Польский нефтяной концерн PKN Orlen во второй раз перешел дорогу российским нефтекомпаниям. В октябре Orlen увел из-под носа "ЛУКОЙЛа" Гданьский НПЗ, а на днях польская компания договорилась с ВР о покупке 494 АЗС в Германии, опередив конкурентов из России - "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и "ЮКОС".
Польский нефтяной концерн PKN Orlen во второй раз перешел дорогу российским нефтекомпаниям. В октябре Orlen увел из-под носа "ЛУКОЙЛа" Гданьский НПЗ, а на днях польская компания договорилась с ВР о покупке 494 АЗС в Германии, опередив конкурентов из России - "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и "ЮКОС".
После поглощения концерна Veba Oil, владельца крупнейшей в Германии сети заправок Aral, ВР получила контроль над 26,5% немецкого рынка АЗС. Тогда антимонопольные ведомства страны принудили британскую компанию продать до конца 2002 г. 800 заправок и НПЗ Bayernoil в Ингольштадте. В числе претендентов на немецкие заправки оказались и российские компании - "Татнефть", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ". Последняя даже открыла в Гамбурге дочернюю фирму LUKOIL Hamburg GmbH для сбыта нефтепродуктов на немецком рынке, но, внимательно изучив предложение ВР, передумала покупать у нее АЗС. Зато остальные компании публично от своего интереса к заправкам ВР не отказывались.
Но на днях BP договорилась о продаже 494 АЗС на севере и северо-востоке Германии за 140 млн евро с крупнейшей польской нефтяной компанией PKN Orlen. Эта компания однажды уже спутала планы российским нефтяникам. Из-за действий PKN "ЛУКОЙЛ" не смог купить польский НПЗ Rafineria Gdanska (RG). Чтобы получить НПЗ, российская компания заключила альянс с британской Rotch Energy, но та в последний момент расторгла соглашение с "ЛУКОЙЛом" и договорилась о партнерстве с PKN Orlen.
"Теперь нам следует сосредоточиться на том, чтобы окончательно избавиться от [ряда активов] в соответствии с требованиями [германских] федеральных антимонопольных органов", - заявил вице-президент BP Жан-Батист Ренард. ВР осталось продать еще около 300 АЗС на юге Германии и НПЗ Bayernoil. Сотрудник "Сургутнефтегаза" заявил "Ведомостям", что у его компании по-прежнему остается интерес к покупке НПЗ и оставшихся заправок. Представители "ЮКОСа" и "Татнефти" отказались от комментариев.
"Думаю, что реального интереса у российских нефтяных компаний к немецким АЗС нет, - полагает аналитик ОФГ Павел Кушнир. - Доходность от возврата инвестиций в этой сфере бизнеса не превышает 15% , в то время как в России она как минимум 20%. Кроме того, 75% розничной цены бензина в Германии составляют налоги, а маржа составляет доли процента. Все это вряд ли устроит наши компании". По мнению Кушнира, единственная российская компания, которая могла бы быть заинтересована в покупке немецких АЗС, - это "ЛУКОЙЛ", который уже отказалась от участия в покупке немецких активов ВР.
"Исходя из объявленной цены в 140 млн евро, можно подсчитать, что каждая заправка стоила Orlen 283 000 евро, что вполне приемлемо и для российских компаний, - говорит аналитик Альфа-банка Константин Резников. - Но надо учитывать, что сбытовой бизнес в Германии не очень прибылен. В ноябре цена на бензин упала там до уровня, вдвое меньшего, чем средний [показатель] по странам Евросоюза". (Использованы материалы FT, 11. 12. 2002. ) "ЛУКОЙЛ" НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ: "ЛУКОЙЛ" все еще надеется купить 75% RG. 11 декабря Rotch Energy и PKN Orlen должны были представить правительству Польши оферту с информацией о том, сколько они готовы отдать за акции RG и инвестировать в модернизацию этого НПЗ. Итоговые цифры вчера еще не были известны. Теоретически если польские чиновники решат, что условия победителей окажутся хуже ранее предложенных "ЛУКОЙЛом", то "ЛУКОЙЛ" может пойти на повторный тендер в альянсе с польской Konsorcjum Gdanskie. Альянс "ЛУКОЙЛа" и Rotch предлагал польскому правительству $274 млн за акции RG, а также обещал вложить в модернизацию завода $330 млн в течение трех лет.
http://www.vedomosti.ru/stories/2002/12/16-40-01.html