За последние семь лет в нефтегазовый сектор Азербайджана было вложено порядка 5 миллиардов долларов, причем большая часть средств пришлась на иностранные компании, работающие в данном регионе.
Что касается подрядов на разработку каспийских месторождений, то 80% из них досталось опять же западным компаниям, а остальные 12% - совместным и азербайджанским предприятиям, которые занимают в проектах экономические ниши, которые недоступны по техническим причинам западным компаниям.
За последние семь лет в нефтегазовый сектор Азербайджана было вложено порядка 5 миллиардов долларов, причем большая часть средств пришлась на иностранные компании, работающие в данном регионе.
Что касается подрядов на разработку каспийских месторождений, то 80% из них досталось опять же западным компаниям, а остальные 12% - совместным и азербайджанским предприятиям, которые занимают в проектах экономические ниши, которые недоступны по техническим причинам западным компаниям.
Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) также создала несколько совместных предприятий, обеспечив собственный вклад производственными помещениями, крупногабаритным оборудованием и большей частью специалистов. Так, Caspian Geophysical (азербайджанско-американское СП) проводит геофизические исследования каспийского шельфа; Azfen (азербайджанско-турецкое СП) специализируется в сфере строительно-монтажных работ; Caspian Drilling (азербайджанско-американское СП) ведет разведочно-оценочное бурение на шельфе Каспия; а Caspian Shipyard (азербайджанско-российско-сингапурское СП) занимается реконструкцией судов вспомогательного флота, строительством и сервисным обслуживанием плавучих буровых установок.
Что касается проекта Азербайджан-Чираг-Гюнешли, то основную часть подрядчиков опять же составляют иностранные компании. В результате тендера на выполнение работ по первой фазе проекта ? освоению Центрального Азери, где стоимость заказов составляет 3,4 миллиарда долларов, из шести генеральных подрядчиков пятеро ? западные компании, а шестая ? совместное предприятие с иностранным капиталом.
Возможно, что и во второй фазе проекта ситуация кардинально не изменится. Представители ВР заявили, что ?поскольку разработка Восточного и Западного Азери потребует тех же строительно-монтажных работ и оборудования, что и освоение Центрального блока, то подряды по второй фазе получат те же компании, которые стали победителями в тендерах по первой фазе?. Стоимость второй фазы, в ходе которой планируется добыть 210 миллионов тонн нефти, составит 5,2 миллиардов долларов. Запланированные работы действительно совпадают с предыдущим этапом: строительство по одной МСП на Восточном и Западном Азери, каждая из которых будет рассчитана на 48 эксплуатационных и водонагревательных скважин. Также будет проложен второй подводный нефтепровод, по которому нефть пойдет на Сангачальский терминал.
Получается, что большая часть 5 миллиардов уже досталась иностранным инвесторам, и та же судьба предрешена для 3,4 миллиардов первой фазы и 5,2 миллиардов долларов второй фазы проекта. В итоге все расходы иностранных нефтяных компаний возмещаются зарубежным инвесторам азербайджанской нефтью и газом, и получается, что происходит финансирование западного производителя, а не своего национального.
В условиях азербайджанских соглашений о разделе продукции есть слабые моменты, которые состоят в условиях распределения добытых углеводородов после завершения всех взаиморасчетов между компаниями и правительством. Как только иностранные компании компенсируют за счет добытых нефти или газа все свои инвестиции, республика начинает получать 80% производимых углеводородов, а остальные 20% распределяются между компаниями в соответствии с их долевым участием в проекте. Таким образом, доходы западных предприятий после завершения всех взаиморасчетов становятся небольшими.
Учитывая этот момент, иностранные компании стараются извлекать максимальную прибыль на самом первом этапе, инвестиционном. В результате происходит то, о чем говорилось выше, - вложенные в каспийский шельф миллиарды долларов возвращаются на счета западных компаний-подрядчиков.
Также нельзя не учитывать конкурентные преимущества иностранцев при проведении тендеров, взять хотя бы то, что заявка на участие в тендере объемом от нескольких десятков до нескольких сотен страниц должна быть заполнена на английском языке. Чтобы не пройти на следующий тур, достаточно неверно заполнить хотя бы одну графу документов.
Таким образом, существующие ситуация и правила тендерной игры предопределены ? они заложены в самих соглашениях. И изменить их достаточно сложно. Хотя, без всякого сомнения, и азербайджанская компания будет становиться победителем того или иного тендера, но чисто в декоративных целях, скорее как исключение из правила.
Автор: Надежда Падерина