Бельгия потребляет в среднем более 22 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Большую часть потребления составляет дизельное топливо (23,6%), мазут (24,3%) и бензин (10,2%). В Бельгии наступила настоящая дизелезация автомобильного парка: год от года прослеживается тенденция роста потребления дизельного топлива в ущерб автомобильному бензину. В частности, это вызвано следствием благоприятного налогообложения дизельного топлива.
В 2002 году в Бельгию было импортировано более 34 миллионов тонн сырой нефти. Основными поставщиками являются такие страны, как Великобритания, Дания, Норвегия. Поставки сырой нефти из Северного моря составляют 45,9% всего нефтяного экспорта в Бельгию. Россия импортирует в эту страну около 15,8%, а доля Саудовской Аравии снизилась с 49,4% в 1979 году до 20% в 2002 году.
Бельгия располагает крупным перерабатывающим комплексом в Антверпене. Современейшие средства и технологии позволяют производить всю серию конечных нефтепродуктов: различные виды горючего топлива, а также сырье для химической промышленности. В производстве нефтепродуктов (немного более 34 миллионов тонн в год) основная роль принадлежит дизелю (36,8%), мазуту (23,5%) и автомобильному бензину (15,6%).
Внутри европейских стран происходит интенсивное движение нефтепродуктов. Так, с одной стороны, в 2002 году Бельгия экспортировала более 19 миллион тонн конечных продуктов, главным образом, автомобильный бензин, дизель и мазут (большая часть экспорта пришлась на Германию ? 27%). С другой стороны, - импортировала около 14 миллионов тонн нефтепродуктов, главным образом, из Голландии (63%).
В общем, в нефтяном секторе Бельгии занято сегодня около 5150 человек.
,Бельгийская нефтяная федерация (FPB) является официальным представителем основных нефтяных компаний, работающих в области добычи и распространения нефтяных продуктов в Бельгии. Она берет на себя эту роль, представляя интересы компаний перед государственной властью, ассоциациями и общественными организациями в целях представления общих интересов нефтяного сектора.
В федерацию входит 13 компаний: BELGIAN REFINING CORPORATION, BP Belgium, CASTROL, ExxonMobil, TOTALFINAELF Belgium, FINA RAFFINADERIJ ANTWERPEN, KUWAIT PETROLEUM Belgium, NYNAS, VOPAK CHEMICALS LOGISTICS Belgium, SECA, Belgian SHELL, TEXACO Belgium, PETROPLUS REFINING ANTWERP.
Источник: Fonds dAnalyse de Produits Petroliers et FPB
В рамках новой европейской директивы, касающейся качества воздуха и норм, связанных с использованием нефтепродуктов, бензин с добавлением этила запрещен к продаже в Бельгии с 1 января 2000 года. В 1998 году его доля в продаже составляла 17%.
Некоторые нефтяные компании еще до введения этого запрета в действие начали заменять бензин с большим содержанием этила на бензин без этила с таким же октановым числом и содержащий заменитель этила. Такое топливо не вредно ни для здоровья, ни для окружающей среды, ни для самого автомобиля.
Плюс ко всему новый вид топлива, не содержащий этила, входит в другую категорию внутренних акцизов, уменьшаясь при этом в стоимости.
Что касается старых автомобилей, европейская директива предусматривает для них продажу маленького количества этилового бензина в размере 0,5% от общего числа продаваемого бензина.
,Даже если конечная цена на бензоколонке и устанавливается за счет конкуренции между операторами рынка, в Бельгии существует максимальная фиксированная цена, которая определяется исходя из методов объективного счета. Документ, поддерживающий этот метод счета, называется программным контрактом. Первый контракт был заключен в 1974 году между бельгийским правительством и Бельгийской нефтяной федерацией.
После нефтяного кризиса 70-х годов стало очевидно, что существующее ценообразование не достаточно гибкое, чтобы быстро реагировать на изменения рынка и на эволюцию курса доллара.
Нехватка гибкости не позволяла в достаточной мере отражать колебания цен на нефтяные продукты на международном рынке, и тем самым создавался настоящий хаос на внутреннем бельгийском рынк, что в итоге привело к дефициту предложения нефтепродуктов.
После этого власти внедрили новую систему, позволившую лучше понимать и реагировать на мировой рынок. По ней каждый раз просчитываются цены на нефтепродукты и, если они переходят некоторый лимит, максимальная цена автоматически пересматривается в сторону повышения или понижения.
Первая цель этой программы достигнута: цены в Бельгии стали лучше адаптированы к международным рынкам. Более того, механизмы, существующие в данной программе, позволяют защитить бельгийского потребителя от рисков спекуляции в случае кризиса и гарантировать запас топлива.
Фиксированная цена устанавливается следующим образом: каждый день Министерство экономики считает цену на литр нефтепродуктов (бензин, дизель, мазут и тд), учитывая их международную котировку и связывая с курсом доллара. К этой цене прибавляется операционные затраты, а также затраты, связанные с содержанием обязательных нефтяных резервов, расходы на продажу и налоги (акцизы и НДС).
Европейская директива обязала каждую страну-член ЕС иметь в наличии стратегический запас, эквивалентный 90 дням потребления для каждого из трех типов текущих нефтепродуктов.
Категория 1: бензопродукты.
Категория 2: мазут, дизель и керосин.
Категория 3: горючее для промышленного использования.
Стратегический запас позволит стране располагать автономией на 90 дней в случае перебоев с доставкой нефтепродуктов, например, при каком-либо конфликте.
В 2002 году Бельгия превышала норму запасов для бензопродуктов (93,5 дней)и для промышденного использования (221,4 дней).