USD 91.1604

-0.19

EUR 98.9366

-0.17

Brent 82.26

+0.23

Природный газ 1.94

-0.02

...

Большие и маленькие маневры вокруг иракской нефти.

Сценарий в розовых тонах или в черных? Операторы нефтяного рынка находились в нерешительности перед началом военных действий в Ираке и пытались оценить влияние выдвигаемых требований на конъюнктуру мирового рынка в целом и на нефтяной рынок в частности.

Большие и маленькие маневры вокруг иракской нефти.

Сценарий в розовых тонах или в черных? Операторы нефтяного рынка находились в нерешительности перед началом военных действий в Ираке и пытались оценить влияние выдвигаемых требований на конъюнктуру мирового рынка в целом и на нефтяной рынок в частности. Правда, накануне американских атак эйфория преобладала. Рулевое управление и быстрота, предпринятые военными в первые дни наступлений, были без всякого сомнения нацелены на защиту иракского нефтяного потенциала. Риск дефицита углеводородов исчез, и курс на сырую нефть снизился.
?Первая опасность иракской операции ? нефтяная опасность, - подтвердил Петер Жигну (Peter Gignoux), директор нефтяного департамента банка Schroder Salomon Smith Barney (SSSB). ? До настоящего времени иракские нефтяные скважины остаются практически не поврежденными, что говорит об успешности операций в том, что касается нефтяного вопроса?. А ведь события выходных, когда англо-американская армия, начав бомбардировки и столкнувшись с большими трудностями, чем предполагалось, достаточно охладили пыл и ослабили оптимизм, даже если никто и не поддался панике.
Цена за баррель сырой нефти после ее падения буквально за неделю восстановилась на уровне середины ноября (24 доллара за нефть марки Brent). После начала атак цена нефти марки Brent выросла на 3,28% и составила 25,21 доллара за баррель.
Кроме этого, страны-члены ОПЕК сообщают о своей готовности покрыть нефтяной дефицит вследствие отсутствия углеводородов Ирака на мировом рынке. В данном случае Иран оказался в выигрышной ситуации, как говориться служит и нашим и вашим, имея возможность повлиять на мировой рынок и поквитаться с своим соседом. ?Напряжение и пропаганда военных действий стояли у истоков повышения цен на нефть. После войны и с приближением лета, цена за баррель нефти снизится до 18-19 долларов, - предсказывает вице-министр нефти и президент иранской национальной нефтяной компании NIOC Мехди Мир-Моези (Mehdi Mir-Moezi). Кроме этого, Иран производит сегодня 3,6 миллионов баррелей нефти ежедневно, располагая при этом производственными мощностями в 4,2 миллиона баррелей в день, которые в случае необходимости могут быть использованы?.
Другая страна-участник ОПЕК ? Венесуэла осудила ?войну и атаки?. Об этом заявил вице-президент Жозе Висенте Рангель (Jose Vicente Rangel). В то же время он подчеркнул, что его страна производит сегодня более 3 миллионов баррелей нефти в день и, несмотря на долгие забастовки, которые потрясали Венесуэлу в декабре прошлого года и в январе 2003 года, есть возможность производить до 4 миллионов баррелей нефти в день? Подчеркнув таким образом , что есть возможность замены внезапного упадка Ирака и его выбытия.
Одновременно с возможностью восполнить потребности в нефти за счет промышленного потенциала стран, нужно думать о тех международных юридических рамках, которые позволят добывать и экспортировать иракскую нефть. И этим должны заниматься прежде всего специалисты ООН.
Согласно данным лондонского журнала Energy Intelligence Group в 2001 году иракский министр нефти обнародовал план, рассчитанный на 10 лет. В нем говорилось о планировании роста производства в два раза за счет разработки новых месторождений, проводимых иностранными компаниями. Этот план смог бы стать базой развития нефтяного сектора при новом режиме.
Мультинациональные компании английского происхождения BP и Shell регулярно проводят встречи с лондонским правительством, дабы оно помогло в получении контрактов на разработку месторождений после окончания военных действий.
Американские нефтяные компании также, как и британские, благоприятно настроены на контракт о разделе продукции между Ираком и одной или несколькими нефтяными компаниями.
В лоне иракской оппозиции, большинство американцев близки к Ahmed Chalabi, одному из главных оппозиционеров, близкому к вице-президенту Dick Cheney. Британские нефтяные компании поддерживают экс-банкира Charif Ali ben Hussein. Иракский национальный конгресс (CNI) ? главная организация оппозиционеров сообщила о поддержки контракта о разделении производства. А Cheikh Yamani, бывший министр нефти саудовский, в своем интервью заявил: ?Цель США ясна ? приватизация иракских нефтяных скважин?.
Перевод с фр.