USD 89.7619

0

EUR 97.9126

0

Brent

0

Природный газ

0

...

Концепция сохранения европейского рынка сбыта природного газа

Результатом либерализации газового рынка Европы явилась возможность для конечного потребителя уйти от сложившихся традиционных схем поставки природного газа (ПГ), когда поставщиком являлся монополист, диктующий цены в условиях отсутствия конкуренции.

Концепция сохранения европейского рынка сбыта природного газа

Результатом либерализации газового рынка Европы явилась возможность для конечного потребителя уйти от сложившихся традиционных схем поставки природного газа (ПГ), когда поставщиком являлся монополист, диктующий цены в условиях отсутствия конкуренции. Закон о либерализации газового рынка, сравнимый с антимонопольным законодательством в странах СНГ, предполагающий преимущества для конечного потребителя вследствии появления на рынке альтернативных поставщиков, является логическим продолжением антимонопольной политики, как, например, либерализация рынков телекоммуникаций и электроэнергии. Первым шагом стало законодательство, обязывающее владельцев газопроводов предоставлять часть пропускной мощности для независимых поставщиков ПГ.

Теоретически, для конечного потребителя стало возможным заключать договора о покупке ПГ с любым новым поставщиком, предлагающем более выгодные цены и провести газ по системе до места потребления. Однако, на практике, камнем преткновения явилась проводка газа вследствие сложившейся структуры газопроводов.

В Европе на протяжении последних 30 лет сформировалась следующая структура газопроводов:

1. Транснациональные, находящиеся в собственности международных газовых концернов (например, ?Интерконнектор? из Англии на европейский материк)
2. Межрегиональные, находящиеся в собственности газовых поставщиков ? например, газопровод от границы Германии (Франкфурт-на-Одере, Мальнов) до крупнейшего ПХГ (подземного хранилища газа) в Редене - совместная собственность ?Газпрома? и ?WINGAS? или Оберкапель ? Лампертхайм (?РУРГАЗ?)
3. Региональные ? собственность газоторговых организаций
4. Местные или муниципальные газораспределительные системы.

В Германии, вследствие многоуровневой и раздробленной схемы газоснабжения лишь 4 % конечных потребителей получают газ напрямую от производителя либо импортера, 33 % конечных потребителей потребляют дважды, а 48 % - как минимум, трижды перепроданный газ:


,Для реальной проводки номинированного количества газа от продавца до потребителя необходимо заключение договоров, только внутри Германии, как минимум, с тремя газопроводными организациями.
Договора на проводку газа ? это сверхёмкие документы, учитывающие множество факторов ? тарифы, время, почасовое количество, качество, давление, хранение избыточного количества во время минимума суточного потребления, юридические условия, система учета, передача ПГ в другую сеть, финансовые расчеты. Кроме того, необходим почасовой круглосуточный контроль за исполнением проводки. Для этого каждому потребителю газа понадобится создание специального транспортного и диспетчерского отдела со специальной техникой, компьютерными программами и квалифицированным техническим, юридическим и финансовым персоналом, затраты на который могут в несколько раз превышать экономию на ценах, предлагаемых альтернативными поставщиками. Кроме того, нельзя не учитывать сопротивление владельцев газопроводных сетей, являющихся, как правило, традиционными продавцами газа и теряющих клиентов вследствие либерализации рынка.


,Одному из главных игроков на рынке природного газа, многоуважаемому Газпрому, приходиться все больше напрягаться, чтобы удовлетворить потребности как европейского, так и внутреннего рынков. ?Лихорадит? с инвестициями, разработкой новых месторождений, платежная мораль внутреннего потребителя оставляет желать лучшего. Верные партнеры на Западе, умножающие кратно цену реализации и живущие (и дающие кредиты) за счет этого, в условиях либерализации уже не в восхищении от долгосрочных договоров типа ?бери-или-плати?. Крутящийся огромный маховик трудно приспособить к гибкому спотовому рынку.
Желающих помочь (разумеется, не безкорыстно), однако, достаточно: свои нефтянники газ часто просто пускают на ?факела?. Сгорают ?просто так? миллионы долларов. А чтобы этот газ уловить, и отправить в ?трубу?, нужны инвестиции. А где взять инвестиции, если с газом на рынок не пускают?
Можно понять противников либерализации ? рисковать одной из самых доходных статей бюджета не интересно. Актуальные потребности государства важнее интересов нефтянников. Приходится балансировать между интересами бюджета, выполнением обязательств по поставкам и необходимостью строительства новых газопроводов. Да старым уже ?за тридцать?, все больше средств требуется на модернизацию.
С другой стороны, жизненно необходимо учитывать безвозвратную тенденцию поворота рынка от продавца, когда к нему стояла, зажав в кулаке ?бакшиш?, очередь за ?ресурсом?, к покупателю, к которому теперь стоит очередь продавцов с ?презентами?. По прогнозам BP, перепредложение газа на европейском рынке в 2005 году может составить 50-60 млрд. м ³. Желают выйти на немецкий рынок независимые производители из ДАНИИ: Amerada Hess A/S, A. P. Møller Denmark, DONG Efterforskning og Produktion A/S, Mærsk Olie og Gas AS, Phillips Petroleum Int. Corp. Denmark, Shell Olie- og Gasudvinding Danmark , Statoil Efterforskning og Produktion A/S , Texaco Denmark Inc.; НОРВЕГИИ: Saga Petroleum, Esso Norge, Statoil, Norsk Hydro, Elf Petroleum Norge, RWE-DEA Norge, Fortum Petroleum, Mobil Development Norway , Total Norge, Phillips Petroleum, Norsk Agiр, BP Amoco Norge , Norske Conoco, Amerada Hess Norge , Norske Shell.ГОЛЛАНДИИ:: Unocal Netherlands, DSM Energie, Energie Beheer Nederland, Dyas Nederland, Clyde Petr. Explor., Elf-Petroland, Lasmo Nederland , Total Oil & Gas Nederl., Amoco Neth. Petr, Wintershall Nordzee , Veba Oil Nederland , Nederl. Aardolie (NAM), Coparex Netherlands.
А тут собственные конкуренты- земляки дышат в спину. Не говоря о Каспийском регионе и даже Украине. Да, все не так просто...


,На протяжениии нескольких лет в Европе курсируют многочисленные предложения от, якобы, ?альтернативных? поставщиков природного газа (ПГ) из России и стран СНГ. Уже не говоря о допуске к экспортной трубе, вероятность заключения контракта на поставку газа в Германию равна практически ?нулю? уже из-за отсутствия полного комплекта необходимых документов:
Со стороны продавца:
?Справка о происхождении ресурса
?Подтверждение права собственности на ресурс
?Экспортная лицензия
?Разрешения Газрома/ Трансгаза и соответствующих европейских газотранспортных служб на проводку газа до немецкой границы
?Подтверждение готовности структурирированных поставок с суточным или часовым номинированием на немецкой границе
Со стороны покупателя:
?Наличие необходимого финансового инструмента
?Подтверждение возможности проводки от немецкой границы до места потребления
?Структурированная заявка

В настоящее время в Германии, несмотря на принятые законы о либерализации газового рынка, прямые поставки едва возможны по следующим причинам:

?неспособность отдельных потребителей организовать договорную работу непосредственно с производителем газа
?неспособность производителей газа организовать договорную работу с конечным потребителем с учетом их местных условий
?относительно малые объемы потребления газа отдельными потребителями
?неспособность как потребителя, так и поставщика организовать номинированную проводку газа через многоступенчатую структуру газораспределительных сетей
?сопротивление владельцев газораспределительных сетей, как правило, уже являющихся актуальными поставщиками.

Таким образом, поставка российского газа на спотовый рынок в настоящий момент невозможна.

Соответственно, без дополнительных экспортных контрактов для производителей практически отсутствуют источники финансирования инвестиций в развитие новых газовых месторождений, а также для реконструкции и строительства новых газопроводов и ПХГ, необходимых для развития внутреннего спотового рынка. А без либерализации внутреннего рынка невозможна полная интеграция с внешним. Невозможна ?привязка? и сохранение европейского, безвозвратно тендирующего к спотовой торговле рынка, в условиях сильнейшей конкуренции со стороны более гибких европейских мелких производителей и развивающегося рынка сжиженного природного газа афро-близневосточного происхождения.
Ответьте на вопрос: Почему не видно очереди западных инвесторов в строительство Северно-Европейского газопровода? Потому что логистика, структурированные поставки на ?спот? и есть ключ к рынку.


,Решить проблему может сервисная структура, предоставляющая как поставщику, так и потребителю следующие услуги:

?подготовка прямого контракта между поставщиком и потребителем
?профессиональная оптимизация модели поставок газа для каждого конечного потребителя с учетом местных условий и предложений со стороны альтернативных поставщиков
?формирование ?пулов? заявок нескольких потребителей, объединение их в один контракт с поставщиком
?расчет ?свинга? суточного потребления для отдельных ?пулов?, реализация излишков газа на споте.
?формирование заявок на проводку газа от границы до потребителя через различные газотранспортные сети, включая состыковку контрактов между сетями; техническое и правовое оформление договоров и контроль за их исполнением. Юридический, технический и финансовый мониторинг всей транспортной цепи.

Основными предпосылками развития фирмы являются:

- политико-экономические условия, включающие действующее законодательство;
- стремление потребителей приобретать ПГ по альтернативным ценам;
- стремление альтернативных поставщиков выйти на традиционные рынки сбыта в Европе;
- установка традиционных крупнейших производителей ПГ на заключение прямых контрактов с конечным потребителем, минуя посредников и фирм, зарабатывающих миллионы на перепродаже ПГ;
- отсутствие на рынке нейтральных экспедиционных служб, осуществляющих межрегиональную проводку;
- независимость от тарифной политики владельцев газопроводных сетей вследствие трансферабельности транспортных расходов в расходную часть поставщика или покупателя;

Если на рынке есть такая потребность, значит, такая структура в ближайшее время будет организована.

Её перспективы:

?Создание совместных предприятий с производителями газа.
?Использование европейских банковских инструментов и технологий в разработке новых газовых месторождений, строительства новых газопроводов и ПХГ.
?Совместные предприятия с владельцами газопроводов, газораспределительных сетей и ПХГ
?Создание на базе фирмы международной экспедиционно-диспетчерской службы.



,Вопрос только, кто будет организовывать? Очевидно, что создание такой сервисной службы в структуре каждого потребителя экономически неэффективно вследствие больших затрат на оплату высококвалифицированного технического и юридического персонала в 15-20 сотрудников и дорогостоящих компьютерных программ диспетчерской службы.
А вот непосредственному производителю такие затраты по плечу. Захочет ли он? Вынужден захотеть: В условиях конкуренции реализация товара на рынке просто немыслема без затрат на:
?Исследование и анализ потребностей рынка
?маркетинг, разработка и создание сервисного пакета, приспособленного для конкретных потребностей конкретного покупателя
?Key Account Management, создание структур сбыта.
?Организация конкурентноспособной логистики т.н. ?доставка на дом? в удобной для клиента упаковке (в настоящее время вообще отсутствует)
?мониторинг всей цепи от производителя до потребителя с целью оптимизации расходов и формирования конкурентноспособной цены.

Согласно различным моделям, перспектива эксклюзивности многоуважаемого ?Газэкспорта? как системного оператора-экспортера является одним из возможных и отнюдь не безусловным вариантом, если учитывать интересы независимых производителей и прикаспийских государств. Тем не менее, это тема для обсуждения на другом форуме.
В нашем случае предполагается, не зависимо от того, кто будет экспортёром, предоставить возможность заключения поставщиком прямых контрактов с конечным потребителем. Стремление ликвидации института посредников, было декларировано на высшем российском государственном уровне еще в декабре 2001 года. А выполнение этой установки будет невозможно без предлагаемого нами технического решения ? поставщику предоставляется возможность организации собственной европейской структуры логистики - экспедиции, без которой не сможет обойтись уже либерализируемый европейский рынок. Многие европейские поставщики уже предлагают услуги по транспортировке газа, контролируя и регулируя тем самым рынок, подобно позиции ?Газпрома? по отношению к каспийскому или ?независимому? газу.
По сложившейся годами схеме продажи газа на границе, производители стратегического сырья, вместо инвестирования в новые месторождения и совершенствование внутренней структуры, содержат и кормят четырехступенчатую армию немецких ?перераспределителей?. А потом еще берут у них кредиты. А решение очень просто ? деньги за маркетинг предлагается платить в свой же карман, а не чужому дяде.

Создание новых HUB`s ? платформ свободной торговли газом в восточной части Германии ? вопрос ближайшего времени. А вот кто будет ?командовать парадом? - это вопрос о-о-очень стратегический.

Европейский торт как раз делится заново. Если человек отказывается от куска пирога, значит у него либо излишние запасы жира, либо булимия. И то, и другое рано или поздно приводит к ?экзитус?, т.е. летальному исходу.