USD 73.9968

0

EUR 89.6249

0

BRENT 68.83

0

AИ-92 45.34

0

AИ-95 49.09

+0.01

AИ-98 55.06

+0.02

ДТ 49.36

+0.01

351

Новый нефтяной порядок в Ираке

В соответствии с проектом резолюции ООН, предложенной Соединенными Штатами на рассмотрение Совета безопасности, войска англо-американской коалиции должны получить официальный статус оккупационных сил. Превращение "оккупации де-факто" в "оккупацию де-юре" означает получение представителями коалиции права на распоряжение всеми доходами от добычи и продажи иракской нефти.

В соответствии с проектом резолюции ООН, предложенной Соединенными Штатами на рассмотрение Совета безопасности, войска англо-американской коалиции должны получить официальный статус оккупационных сил. Превращение "оккупации де-факто" в "оккупацию де-юре" означает получение представителями коалиции права на распоряжение всеми доходами от добычи и продажи иракской нефти. Этот порядок и будет скорее всего утвержден ООН.

Проект был представлен в прошлую пятницу. Положение о праве распоряжения нефтяными доходами следует в нем прямым текстом. "В конечном итоге именно этот документ и будет принят", - говорит аналитик британской Enenrgy Intelligence Аксель Буш. У мирового сообщества небольшой выбор, 3 июня истекает срок действия программы "Нефть в обмен на продовольствие" - единственного на сегодняшний момент международно признанного документа, регулирующего торговлю иракской нефтью на мировом рынке.

Старая редакция оперирует понятием "санкции", и любая защита этого документа будет выглядеть весьма странной. Именно поэтому американская администрация настаивает на отмене режима санкций. Это позволит установить новый порядок управления и контроля иракской нефтяной промышленностью. Точнее сказать, узаконить де-факто создаваемую американцами административную машину. Во главе иерархической пирамиды находится Филип Каррол, бывший менеджер нефтяной корпорации Royal Dutch/Shell, который возглавляет Консультативный совет, представляющий интересы оккупационных сил. Человеком "номер два" является Фатхил Отман - бывший чиновник нефтяного министерства Ирака, отвечавший в нем за планирование. Оперативное руководство поручено Тамеру аль-Гадбану, старому кадру иракского нефтяного комплекса. В США его называют гендиректором иракской нефтяной промышленности.

Если предложения американцев будут узаконены ООН, то к нынешней структуре будут добавлены представители международных организаций - ООН, МВФ и Всемирного банка. "Оккупационная администрация будет контролировать иракское ведомство, которое будет заключать экспортные контракты, - рисует новый нефтяной порядок Аксель Буш. - Все деньги аккумулируются на счету в Центробанке Ирака, расходы будут контролироваться оккупационными силами и международными организациями".

Новые элементы общей картине иракского нефтяного будущего может добавить и специальный доклад, подготовленный в недрах Госдепартамента США группой иракских эмигрантов и привлеченных со стороны консультантов. Публикацию его с нетерпением ожидают в международном нефтяном сообществе. Но этот интерес имеет скорее политический характер.

"Общий потенциал иракской нефтяной промышленности можно оценить в интервале от 3.5 до 6 млн баррелей в день, - говорит Буш. - Но полностью он может быть реализован не ранее чем через 6-7 лет". Пока же иракские управленцы решают вопрос о том, как добывать 1.5 млн баррелей в день. Последний прогноз предполагает, что это удастся сделать к концу июня. Но еще недавно Тамер аль-Гадбан обещал выйти на этот уровень через несколько недель. Пока добыча нефти в Ираке составляет около 200 тыс. баррелей в день и страна импортирует топливо для своих нужд.

Довоенная добыча нефти составляла в Ираке 2.5 млн баррелей в день. В 1979 году страна добывала 3.5 млн баррелей. Будущее нефтяной добычи в Ираке зависит от того, сколько денег будет инвестировано в нее. Перспективы таких инвестиций резко улучшатся, если нефтяная промышленность будет приватизирована. Некоторые представители в нынешней администрации из числа так называемых неоконсерваторов не исключают подобный вариант.


http://www.finiz.ru/business/article.11453