Затянувшийся конфликт власти и бизнес-сообщества позволяет сегодня говорить о том, что речь действительно идет о смене экономического курса.
Еще вчера в глазах мирового сообщества Россия была ?вполне благополучной страной?. Прочитав недавнюю статью корреспондента ?Нью-Йорк таймс? Сабрины Таверниси, можно было подумать, что Россия ?ныне одно из самых безопасных мест для инвестиций на развивающихся рынках?. В самом деле, доходы благодаря высоким ценам на нефть вывели Россию на ведущее место среди конкурентов за иностранные инвестиции. Наконец-то российским заемщикам удалось в достаточной степени восстановить веру в свою кредитоспособность после финансового кризиса и дефолта 1998 года.
Что же побуждает сегодня иностранных инвесторов продавать российские акции, несмотря на продолжающийся рост цен на нефть?
Новая стратегическая программа президента - удвоение ВВП к 2010 г. В постановке данной задачи явное противоречие либеральной экономике. Когда государственная власть, минимизация участия которой в экономике была основной задачей предшествующих лет российской реформы, объявляет сроки и темпы роста ВВП и вмешивается в развитие хозяйства ? это можно считать отходом от жестко либерального экономического развития.
Теперь главная задача президента - сохранение государства. Однако власть будет участвовать в хозяйственной жизни не через прямой контроль, а через создание благоприятных условий для тех отраслей, которые обеспечивают экономическую безопасность страны, т.е. промышленность, высокие технологии, исследовательские разработки, станкостроение и т. д.
.
Существенно изменится положение крупного частного бизнеса. В начале своего правления Путин ?равноудалил? эту группу от политических интриг и контроля над СМИ, но формат их участия в экономике страны остался прежним: эффективный менеджмент в деле добычи и экспорта природных ресурсов с присвоением львиной доли прибыли в частные руки. В какой-то момент олигархам будет выдвинут ультиматум. Экономическая политика олигархических групп должна будет строго увязываться с национальными интересами, финансовой поддержкой тех проектов, которые российская власть сочтет наиболее важными, включая различные направления ВПК, научные разработки и т. д. То есть государство будет активно вмешиваться в использование прибыли. Добиться покорности олигархов можно разными путями: политическим, законотворческим и т. д. Суть же остается неизменной: экономическая свобода олигархов отныне будет существенно ограничена, подчинена интересам национальной администрации, ставящей перед собой вполне конкретные задачи.
Последние события с ЮКОСом прекрасно иллюстрируют, о чем идет речь. Ходорковский открыто провозглашал логику транснационализации крупного российского бизнеса, солидаризовался с глобализацией и тем самым вошел в прямую оппозицию с интересами администрации Путина, которая в общем-то преследует благую цель ? укрепление национальных интересов страны. Развитие России по Ходорковскому - проект прямо противоположный: В нем национальные экономические интересы безусловно вторичны перед интеграцией крупного бизнеса в наднациональную систему глобализма. Когда глава"ЮКОСа" приступил к ее воплощению (спонсирование оппозиции), терпение власти лопнуло.
, К сожалению, конфликт вокруг ЮКОСа развеял иллюзии мирового сообщества.
На рынке продолжается распродажа российских активов. Дешевеет все ? акции самого ЮКОСа и других компаний, российские евробонды и рублевые облигации. Поводом к снижению рынка российских акций послужило масштабное падение цен на российские же корпоративные облигации. Они, надо сказать, начали падать с прошлой недели, в первую очередь из-за ухудшения конъюнктуры развитых долговых рынков, роста доллара и снижения цен на российские евробонды. Однако фактор ЮКОСа сыграл свою роль и здесь. Трейдеры говорят, что падение цен на облигации российских эмитентов лишний раз демонстрирует негативное отношение инвесторов к явно затянувшемуся конфликту вокруг ЮКОСа, вызвавшему опасения по поводу политических рисков. А власти эти опасения развеивать не спешат.
Участники рынка отмечают, что столь серьезного падения цен (и, соответственно, роста доходности) на рублевые облигации не было с 1998 года. Например, доходность по четырехлетним облигациям ОМЗ выросла до 13,90 с 13,35% годовых, по трехлетним бумагам Внешторгбанка ? до 12,02 с 10,8%, по двухлетним облигациям ?Газпрома? ? до 11,47 с 10,52%, по пятилетним облигациям ТНК? до 12,13 с 11,07%.
На рынке акций продажи усилились после сообщений о предстоящих проверках ЮКОСа со стороны МНС, а также комментариев главы ЮКОСа Михаила Ходорковского: он, вернувшись из США, заявил, что дела, подобные делу его компании, возможны и в отношении других крупных корпораций, а к концу года ущерб от таких дел может исчисляться десятками миллиардов долларов.
В сложившейся ситуации многие участники рынка принимают решение продавать российские акции, купленные зимой-весной на более низких ценовых уровнях, чем сейчас ? даже несмотря на продолжающийся рост цен на нефть, что важно для России и обычно позитивно отражается на ценах нефтяных акций.
Разумеется, акции ЮКОСа и ?Сибнефти? были в среду одними из лидеров падения: первые упали на 7,05% до $11,20, последние ? на 9,96% до $2,170. Акции ?Газпрома? снизились на 5,42% до 34,9 рубля, ?ЛУКойла? ? на 5,65% до $17,37, РАО ЕЭС ? на 7,57% до 7,99 рубля, ?Мосэнерго? ? на 9,77% до $0,0600.
В минувшую пятницу президент на встрече с общественностью обсудил вопрос о взаимоотношении бизнес-сообщества и власти и уже дал понять, что этот конфликт следует воспринимать как частное дело (в противовес делам общим ? удвоению ВВП и борьбе с бедностью). Однако заявление о том, что преследование ЮКОСа не имеет никакой политической подоплеки, из уст президента страны прозвучало бы для инвесторов гораздо более внушительно.
К сожалению и визит в Ново-Огарево президента РСПП Аркадия Вольского (см. новость /lenta/show/37727/ ), которого так ждали, не развеял тревоги инвесторов.
Автор: Нана Бендукидзе