USD 91.6012

0

EUR 101.6125

0

Brent 78.15

-0.87

Природный газ 2.18

+0.15

...

Бои без правил, или на кого МПР укажет

Министерство природных ресурсов (МПР) вчера объявило о нарушениях, выявленных им в проекте "Сахалин-1", оператором которого является подразделение американской Exxon Mobil. Напомним, что в последнее время деятельность западных нефтегигантов вызывает особый интерес у министерства.

Бои без правил, или на кого МПР укажет

Министерство природных ресурсов (МПР) вчера объявило о нарушениях, выявленных им в проекте "Сахалин-1", оператором которого является подразделение американской Exxon Mobil. Напомним, что в последнее время деятельность западных нефтегигантов вызывает особый интерес у министерства. Еще на слуху история с Shell. Концерн Shell приостановил работы в Западной Сибири, поскольку российское правительство потребовало от англо-голландской нефтяной группы Royal Dutch/Shell и британской Sibir Energy остановить работы по развитию, которые ведутся на совместном предприятии стоимостью 1,16 млрд. долларов. Ранее Salym Petroleum Development (совместное предприятие Shell и Sibir Energy) получало предупреждение от Минприроды о том, что министерство может отозвать лицензии на добычу 700 млн. баррелей в Верхнем Салыме, если работы не будут ускорены.

"Меня очень беспокоит то, что происходит в данный момент с салымскими лицензиями, - заявил глава московского офиса Shell Джон Барри. - В свете последних событий в России происходящее добавляет инвесторам неуверенности". Глава Shell имеел в виду последние события с ЮКОСом. Интересен тот факт, что именно возможное слияние Shell с ЮКОСом называлось одной из причин начала следственных действий в отношении российской нефтяной компании. Эту версию рассматривала американская The Washington Post.

А теперь, по всей видимости, настала очередь американской ExxonMobil. Чиновники выявили много недостатков в работе компании. В МПР заявили, что до конца года будет проведена полная комплексная проверка "Сахалина-1", в которой примут участие МПР, Минприроды, Госгортехнадзор и даже МВД.
Проект "Сахалин-1" предполагает разработку трех нефтегазовых месторождений на северо-западном шельфе Сахалина - Аркутун-Даги , Одопту и Чайво. Запасы представляют 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа. Проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Инвесторы "Сахалина-1" (30% - Exxon Neftegas , 30%- SODECO, 20% - ONGC и 20% -"Роснефть-Сахалинморнефтегаз") планируют вложить около $12 млрд. Оператору данного проекта - ExxonMobil - принадлежит 30% -ная доля. Первую нефть в рамках "Сахалина-1" планируется добыть в конце 2005 г. Экономическая эффективность по "Сахалину-1" до 2015 года составит $7,5 млрд.
Вчера замминистра природных ресурсов Александр Поволоцкий заявил также о невозможности выдать лицензии по проекту "Сахалин-3". В качестве претензий было высказано то, что были случаи недопуска инспекторов МПР на объекты, производилось затягивание реализации программы геологоразведочных работ. Есть претензии у МПР и по охране окружающей среды - компания отказалась вести переговоры по созданию единого полигона отходов, перекладывая ответственность за возможный экологический ущерб на подрядчиков.
Проект ?Сахалин-3?, реализация которого находится под угрозой, заключается в разработке Киринского блока, извлекаемые запасы которого составляют около 730 млрд куб. м природного газа и до 70 млн т газового конденсата.
Оператором проекта по результатам конкурса, проведенного еще в 1993 году, стал КОО "Пегастар", который в равных долях принадлежит ExxonMobil, ChevronTexaco и "Роснефти". С тех пор порядок заключения соглашений менялся несколько раз, а внесенные этим летом изменения в закон о СРП вообще перекрыли кислород проекту ?Сахалин-3?. В связи с этим участники проекта хотели добиться получения лицензии на разработку в национальном налоговом режиме.
Начальник департамента лицензирования МПР Алексей Перепелкин прокомментировал ситуацию следующим образом: министерство не видит оснований для выдачи компании такой лицензии. "Конкурс, который они выиграли, проводился для условий СРП. Теперь такие условия невозможны. Если им выдать лицензию на работу в обычном налоговом режиме, это будет дискриминацией по отношению к другим недропользователям, которые, возможно, тоже хотели бы работать там на аналогичных условиях", -говорит Перепелкин. Чиновник видит выход в проведении нового аукциона. Впрочем, заметил он, судьбу лицензии будет решать правительство.



Автор: Татьяна Захарова