USD 88.1324

0

EUR 96.7517

0

Brent 78.32

0

Природный газ 3.331

0

...

Деньги идут на Север

Пока вся страна следит за возведением Олимпийского комплекса в Сочи, на «северах» началась грандиозная стройка. Возможно, куда более грандиозней, чем на берегу Черного моря...

Деньги идут на Север

Программа «Урал промышленный - Урал Полярный» (УПУП) дошла и до Ямала. В этот регион уже планируются миллиардные инвестиции. В осуществление «УПУП» включился и ряд крупных инвесторов - ОАО «Газпром», ЗАО «Фосс Агро АГ», ЗАО «Русская медная компания», группа компаний «Мечел», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», «Макси-групп», «ТНК-BP», НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК» и другие. Проект предусматривает строительство двух железных дорог - на полуостров Ямал и Салехард-Надым общей протяженностью 1250 км. Благодаря этому открывается путь к эксплуатации 36 млрд тонн угля, 60 млрд тонн железных руд, 1,5 млрд тонн марганцевых руд, 1,1 млрд тонн бокситов, а также огромным запасам углеводородного сырья: 1,4 млрд тонн нефти, 225 млрд кубометров газа и 2 млн тонн конденсата. При этом общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения этих территорий, по оценкам Уральского отделения РАН, составляет порядка 290 млрд долларов. Стоит отметить, что проект изначально получил и сопровождение партии власти. На открывшемся 1 октября Всероссийском съезде «единороссов» лидер партии, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов причислил "УПУП" к стержневым программам развития экономики страны. Вслед за этим заявлением ЯНАО решили посетить не только представители компаний, но и известные губернаторы. Так, вместе с окружением губернатора Города на Неве Валентины Матвиенко вылетел и наш специальный корреспондент Андрей Екимов.

,- Вам, конечно, зимой надо было приехать, - разговорился со мной водитель Петр Калинин, когда мы распрощались с основной делегацией. - Я бы вам Ямал во всей красе показал…
- А что, Ямал только зимой увидеть можно? - удивился я.
- В большинство поселков и городов можно добраться, лишь когда станет «зимник».
Видя мое замешательство, водитель пояснил:
- Зимник - это трасса из прессованного снега. По оживленности порой не уступает он и вашим столичным дорогам, ведь на нефтепромыслы надо постоянно завозить еду и воду, инструменты, оттуда вывозить нефть. В прошлом году зимник открыли аж в декабре, когда все запорошило где-то на метр. Зимник - это и есть дорога для настоящих нефтяников. По нему можно доехать туда, куда летом довезет разве что вертолет. В Печору и Усинск на резиновых колесах проехать можно только два с половиной месяца в году.
По словам Калинина, в теплое время самостоятельный путь для машин оканчивается в Сосногорске, где машину грузят на железнодорожную платформу, и таким образом она достигает места назначения. Когда совсем тепло и по реке ходят пароходы, можно проехать на барже и до Нарьян-Мара.
- Лето и осень у нас на северах - мертвый сезон, - продолжил Петр. - Только администрация работает. Нефтяники, инженеры в отпусках. Когда узнали, что вы прилетаете, водителей для всех на силу оттискали.
Мимо нас проехал нефтевоз и затормозил возле голосующего.
- Подвоз же пассажиров по технике безопасности запрещен? - удивился я.
Водитель медленно обошел остановившуюся машину, переключил скорость и поехал дальше.
Вахтовый метод
- Запрещено многое… Но иногда, особенно в наших местах, нельзя все делать по предписаниям. Зимой взять голосующего пассажира - это святое. Не дай Бог замерзнет. Ведь у нас и - 50 С, - это не предел. Летом и осенью тоже есть свои причины…
Справа в удалении в утренней дымке мы видим вершину буровой.
- Это маленькая компания, - улыбнулся Петр, останавливая машину, чтобы дать мне возможность сделать снимки. - Они возят добытую нефть до «перевала», то есть сборного пункта, где сырье покупают крупные компании типа «Лукойла» или «Шлюмберже». Подсоединиться к трубе очень дорого стоит.

,Как рассказал мой водитель, в Усинске и Нарьян-Маре жилье продавалось лет 5-6 назад по смехотворным ценам, люди бежали на материк, потому что эти города были признаны неперспективными. Но стоило прийти инвестору (Лукойлу, Газпрому, Шлюмберже) - цены на жилье взлетели моментально, и сейчас в этих городах купить квартиру стоит дороже, чем в Москве.
С приходом крупных компаний в регион пришли и новые правила жизни.
Если "сухой закон" на промыслах был всегда, то сейчас по зимнику запрещено ездить даже подвыпившему пассажиру. Все машины тщательно обыскивают на предмет наличия увеселительных напитков, а также охотничьего оружия и рыболовных снастей.
Вызвано это заботой о самих же нефтяниках. Им запрещено даже собирать грибы! Ведь в условиях сурового Ямала поход на рыбалку или за ягодами может обернуться весьма плачевно. Искать потерявшегося промысловика можно только с помощью вертолета, который обойдется порядка 700-900 долларов в час.


В поселках, где мы останавливались, меня удивило обилие расклеенных объявлений с предложениями интимных услуг.
- Так у нас же половина жителей - это вахтовые рабочие. Жены не всех дожидаются. Вот и растет спрос на такие вот услуги.
Машина сделала разворот, и перед моими глазами во всей красе предстала северная лесотундра. Я не смог удержаться и стал щелкать затвором фотоаппарата. Зрелище было просто изумительное.

,Добравшись до Усинска, удалось побеседовать и непосредственно с нефтяниками, работающими на иностранные компании.
- А чего, работа, что называется, заводит. «Интуристы» (так называют здесь иностранных французских и английских управляющих) на работников не кричат, если что непонятно, лишний раз спроси, будут терпеливо объяснять. Хотя за такие деньги и крик можно снести. Кроме того, у нас действует целая система поощрений тем, кто хорошо трудится, даже простому работяге оплачивают проезд на работу и домой самолетом. В офисе - сухой закон, а вот на буровой - все мы люди…


В конце небольшой 2-х дневной экскурсии по Ямалу Петр Калинин снова доставил меня в Салехард. Здесь я узнал, что регион ждет небывалых доселе инвестиций, что будут построены высококлассные дороги и мосты, инфраструктура. Я пообещал непременно прибыть зимой, чтобы своими глазами увидеть оживленный зимник, работу на буровых и жизнь… Возможно, куда более мужскую и настоящую, чем в далекой Москве…



Автор: Сергей Машкин