Программа «Урал промышленный - Урал Полярный» (УПУП) дошла и до
Ямала. В этот регион уже планируются миллиардные инвестиции. В
осуществление «УПУП» включился и ряд крупных инвесторов - ОАО
«Газпром», ЗАО «Фосс Агро АГ», ЗАО «Русская медная компания»,
группа компаний «Мечел», ОАО «Магнитогорский металлургический
комбинат», «Макси-групп», «ТНК-BP», НК «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК» и
другие. Проект предусматривает строительство двух железных дорог -
на полуостров Ямал и Салехард-Надым общей протяженностью 1250 км.
Благодаря этому открывается путь к эксплуатации 36 млрд тонн угля,
60 млрд тонн железных руд, 1,5 млрд тонн марганцевых руд, 1,1 млрд
тонн бокситов, а также огромным запасам углеводородного сырья: 1,4
млрд тонн нефти, 225 млрд кубометров газа и 2 млн тонн конденсата.
При этом общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут
быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения этих
территорий, по оценкам Уральского отделения РАН, составляет порядка
290 млрд долларов. Стоит отметить, что проект изначально получил и
сопровождение партии власти. На открывшемся 1 октября Всероссийском
съезде «единороссов» лидер партии, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов
причислил "УПУП" к стержневым программам развития экономики страны.
Вслед за этим заявлением ЯНАО решили посетить не только
представители компаний, но и известные губернаторы. Так, вместе с
окружением губернатора Города на Неве Валентины Матвиенко вылетел и
наш специальный корреспондент Андрей Екимов.
,- Вам, конечно, зимой надо было
приехать, - разговорился со мной водитель Петр Калинин, когда мы
распрощались с основной делегацией. - Я бы вам Ямал во всей красе
показал…
- А что, Ямал только зимой увидеть можно? - удивился я.
- В большинство поселков и городов можно добраться, лишь когда
станет «зимник».
Видя мое замешательство, водитель пояснил:
- Зимник - это трасса из прессованного снега. По оживленности порой
не уступает он и вашим столичным дорогам, ведь на нефтепромыслы
надо постоянно завозить еду и воду, инструменты, оттуда вывозить
нефть. В прошлом году зимник открыли аж в декабре, когда все
запорошило где-то на метр. Зимник - это и есть дорога для настоящих
нефтяников. По нему можно доехать туда, куда летом довезет разве
что вертолет. В Печору и Усинск на резиновых колесах проехать можно
только два с половиной месяца в году.
По словам Калинина, в теплое время самостоятельный путь для машин
оканчивается в Сосногорске, где машину грузят на железнодорожную
платформу, и таким образом она достигает места назначения. Когда
совсем тепло и по реке ходят пароходы, можно проехать на барже и до
Нарьян-Мара.
- Лето и осень у нас на северах - мертвый сезон, - продолжил Петр.
- Только администрация работает. Нефтяники, инженеры в отпусках.
Когда узнали, что вы прилетаете, водителей для всех на силу
оттискали.
Мимо нас проехал нефтевоз и затормозил возле голосующего.
- Подвоз же пассажиров по технике безопасности запрещен? - удивился
я.
Водитель медленно обошел остановившуюся машину, переключил скорость
и поехал дальше.
Вахтовый метод
- Запрещено многое… Но иногда, особенно в наших местах, нельзя все
делать по предписаниям. Зимой взять голосующего пассажира - это
святое. Не дай Бог замерзнет. Ведь у нас и - 50 С, - это не предел.
Летом и осенью тоже есть свои причины…
Справа в удалении в утренней дымке мы видим вершину буровой.
- Это маленькая компания, - улыбнулся Петр, останавливая машину,
чтобы дать мне возможность сделать снимки. - Они возят добытую
нефть до «перевала», то есть сборного пункта, где сырье покупают
крупные компании типа «Лукойла» или «Шлюмберже». Подсоединиться к
трубе очень дорого стоит.
,Как рассказал мой водитель, в
Усинске и Нарьян-Маре жилье продавалось лет 5-6 назад по
смехотворным ценам, люди бежали на материк, потому что эти города
были признаны неперспективными. Но стоило прийти инвестору
(Лукойлу, Газпрому, Шлюмберже) - цены на жилье взлетели
моментально, и сейчас в этих городах купить квартиру стоит дороже,
чем в Москве.
С приходом крупных компаний в регион пришли и новые правила
жизни.
Если "сухой закон" на промыслах был всегда, то сейчас по зимнику
запрещено ездить даже подвыпившему пассажиру. Все машины тщательно
обыскивают на предмет наличия увеселительных напитков, а также
охотничьего оружия и рыболовных снастей.
Вызвано это заботой о самих же нефтяниках. Им запрещено даже
собирать грибы! Ведь в условиях сурового Ямала поход на рыбалку или
за ягодами может обернуться весьма плачевно. Искать потерявшегося
промысловика можно только с помощью вертолета, который обойдется
порядка 700-900 долларов в час.
В поселках, где мы останавливались, меня удивило обилие расклеенных
объявлений с предложениями интимных услуг.
- Так у нас же половина жителей - это вахтовые рабочие. Жены не
всех дожидаются. Вот и растет спрос на такие вот услуги.
Машина сделала разворот, и перед моими глазами во всей красе
предстала северная лесотундра. Я не смог удержаться и стал щелкать
затвором фотоаппарата. Зрелище было просто изумительное.
,Добравшись до Усинска, удалось
побеседовать и непосредственно с нефтяниками, работающими на
иностранные компании.
- А чего, работа, что называется, заводит. «Интуристы» (так
называют здесь иностранных французских и английских управляющих) на
работников не кричат, если что непонятно, лишний раз спроси, будут
терпеливо объяснять. Хотя за такие деньги и крик можно снести.
Кроме того, у нас действует целая система поощрений тем, кто хорошо
трудится, даже простому работяге оплачивают проезд на работу и
домой самолетом. В офисе - сухой закон, а вот на буровой - все мы
люди…
В конце небольшой 2-х дневной экскурсии по Ямалу Петр Калинин снова
доставил меня в Салехард. Здесь я узнал, что регион ждет небывалых
доселе инвестиций, что будут построены высококлассные дороги и
мосты, инфраструктура. Я пообещал непременно прибыть зимой, чтобы
своими глазами увидеть оживленный зимник, работу на буровых и
жизнь… Возможно, куда более мужскую и настоящую, чем в далекой
Москве…
Автор: Сергей Машкин