Видимо, в россии все разумное преждевременно, а иначе как
объяснить тот возмутительный факт, что вот уже 12 лет как на заднем
дворе московского вертолетного завода им. Миля ржавеет газолет -
революционная разработка российских инженеров.
Впервые чудо техники было с помпой продемонстрировано в 1995 году
на Международном авиационном космическом салоне в Жуковском. За эти
годы газолет (модифицированный вертолет МИ-8ТГ, работающий на
уникальном газовом топливе АСКТ) получил вагон и тележку дипломов и
медалей. Казалось бы, уникальный проект ожидают радужные
перспективы. Но не тут-то было, ведь у нас почти всегда - как
попало, так и положено. Государство попросту недофинансировало
«ноу-хау» отечественных авиаторов, и газолет был досрочно отправлен
на пенсию ржаветь под открытым небом. Вот такая парадоксальная
ситуация. Именно поэтому сложно осудить тех авиастроителей, что
покинули Россию, мечтая о самореализации и финансировании своих
смелых проектов. Наши талантливые соотечественники создали прообраз
современного «боинга» и самолетов-амфибий, да и в знаменитом
городке авиастроителей в Сиэтле чаще всего можно услышать именно
русскую речь…
В истории c газолетом больше всего восхищает долготерпение
разработчиков, ведь они продолжают стучаться во все двери, чтобы
напомнить власть предержащим о своем уникальном детище. Несмотря на
то, что после первого тестирования газолета прошло уже 20 лет,
проект и сегодня является чрезвычайно выгодным. Особенно в нефте- и
газодобывающих регионах России.
Что за зверь АСКТ?
Авиагаз «АСКТ» для газолета был разработан отечественными
институтами авиационной и нефтегазовой промышленности. Это топливо
по многим параметрам оставляет позади себя привычный авиакеросин.
Во-первых, дешевле раз в пять и ощутимо уменьшает расход топлива.
Более экологично: после экспериментального тестирования та сторона
газолета, где работал керосиновый двигатель, была вся в копоти, а
со стороны газового двигателя обшивка машины была совершенно
чистая. Немаловажно и то, что взрыв АСКТ в топливном баке
летательного аппарата абсолютно исключен. Да и вырабатывать АСКТ
можно сразу из нескольких видов сырья. К примеру, из того же
попутного нефтяного газа, который мы столь бездарно сжигаем в
факелах. Вячеслав Зайцев, руководитель «Интеравиагаза» и один из
разработчиков газолета, признался нам в интервью, что переход на
авиагаз может разбить монополию керосинщиков. По его словам, вполне
возможно, они занимались антилоббированием этой инновации.
Газолетом - по бездорожью и разгильдяйству!
Из-за отсутствия дорог как таковых во многих регионах нефте- и
газодобычи основным видом транспорта до сих пор остается вертолет.
Эти винтокрылые птицы жизненно необходимы для геологических
экспедиций и многочисленных поселков нефтяников.
Если бы в сибирском небе вдруг появился МИ-8ТГ, работающий на
авиагазе АСКТ, перевозки стали бы значительно дешевле. В целом,
перевести воздушный транспорт на топливо АСКТ, которое можно
получать из попутного газа, было бы весьма выгодным для России
мероприятием. Ведь у нас ежегодно пропадают миллиарды кубометров
попутного нефтяного газа, мы бездарно сжигаем в факелах миллиарды
долларов. Подобная проблема, кстати, характерна и для Ирака, где
российские нефтяники планируют принять участие в тендерах на
разработку месторождений. Несложно предположить, что победителями
станут именно те компании, которые сделают Ираку предложение, от
которого он не сможет отказаться: переработка попутного нефтяного
газа в дешевое топливо.
Долгие годы разработчики газолета пытаются получить недостающую для
окончательных испытаний сумму. Это примерно 90 миллионов рублей. По
расчетам, проект окупился бы максимум через три года, а доход
составил бы до 100 % на вложенный капитал…
В этом году после двенадцатилетнего перерыва газолет вновь был
представлен на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском.
Так как разработчики не смогли достучаться до депутатского разума и
получить необходимое финансирование, многострадальный газолет на
этот раз был представлен в плакатах.
Автор: Ираклий Стреженов