Азербайджан в понимании западных политиков – ключевая фигура в глобальной энергетической игре. Именно с этой страной, Европа и США связывают свои надежды по строительству нефте- и газопроводов в обход России. Однако Баку не хочет быть беспрекословным исполнителем чьей бы то ни было воли…
Отношения наших стран резко похолодели сразу после того, как «Газпром» стал проводить свою политику: «Цена на газ – едина для всех: для Европы и для СНГ». Официальный Баку ответил на это отказом транзита по территории России собственной нефти и… начал поставлять свой газ в Турцию (газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум – прим.ред.). Однако, сегодня мы, наконец, постепенно, приходим к взаимопониманию. Наши страны связывает многолетняя единая история и дружеские связи…
Азербайджанский газ – это давняя мечта ЕС о диверсификации поставок газа в обход России. Но конкурентом для России по экспорту газа Баку стать не может, так как запасы голубого топлива не так велики. Запад делал ставку на участие в этом проекте и других стран каспийского региона. Однако, после визита президента В. Путина в Болгарию, где была достигнута договоренность о запуске газопровода «Южный поток», стоимость которого составляет 10 млрд. евро, строительство альтернативного газопровода «Набукко», кажется совершенно бессмысленным. Конечно же, России понадобится дополнительный газ, для осуществления этого проекта. И именно Азербайджан сегодня рассматривается в качестве наиболее достойного партнера в этом проекте, ведь себестоимость прокачки газа из Азербайджана будет значительно ниже, чем из Восточной Сибири. То есть, при согласии официального Баку, «Газпром» сможет закупать необходимое количество газа в Азербайджане, тем самым, ставя крест на любых проектах, которые должны проводиться без участия России.
,
Причем первые шаги в этом направлении наш газовый монополист стал делать задолго до болгарского визита президента. Еще в прошлом году «Газпром» высказал свою заинтересованность в реализации газа, добываемого на Шах-Денизе, запасы которого оцениваются в 1 трлн. 200 тыс. кубометров. Это месторождение осваивается международным консорциумом, в котором операторами являются BP и норвежская компания Statoil. Последняя, одновременно является и коммерческим оператором проекта.
И вот, в конце января, исполнительный вице-президент Statoil-Hydro Петер Мелльбюэ, заявил, что «Газпром» и норвежская компания Statoil ведут переговоры о покупке газа с этого азербайджанского месторождения. Ни «Газпром» (не отрицая факта переговоров – прим.ред.), ни официальный Баку, пока никак не прокомментировали это известие, скорее всего, пытаясь следовать старинной русской поговорке: «Не говори гоп, пока не перепрыгнул».
Однако, эксперты уверены, что вероятность такого развития событий очень велика. Двум нашим странам не придется вести полномасштабные переговоры, наращивать в полном объеме трубопроводные мощности, так как газопровод Гаджикабул–Моздок (простаивающий сегодня – прим.ред.), соединяющий Россию и Азербайджан, может вполне удовлетворить требования по поставке газа.
А как же проект Набукко, в который уже вложено немало политических и финансовых средств ряда стран? По мнению аналитиков, при дальнейшем усилении позиций «Газпрома» на международной арене, без участия России этот проект невозможен. То есть, в случае, если энергетические потребности Европы в скором времени возрастут, новый газопровод будет нужен, однако, без России его не заполнить. А «Газпром» будет участвовать только на своих условиях…
,Но, конечно же, Азербайджан ассоциируется более с нефтью, чем с газом. Как известно, Баку – это не только один из старейших мировых центров нефтедобычи, но и родина всей российской нефтяной отрасли. С развалом СССР, Азербайджану достались перспективные месторождения, техника, учебно-методическая и кадровая база (Бакинский институт нефти и газа), транспорт и многое другое. Но здесь нет почвы для споров или упреков, ведь азербайджанские геологи и инженеры помогали осваивать месторождения Западной Сибири и Поволжья, русские же оказывали помощь на Бакинских месторождениях.
Но все это лишь теплые отношения промысловиков, нефтяников… Политика, тем более энергетическая, выглядит куда острей.
Россия хочет быть безусловным лидером на рынке энергопоставщиков в Европе. И, конечно же, запуск нефтяной транспортной системы Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) был воспринят в России как укол. Но не угроза. Ведь, чтобы заполнить нефтепровод, только желания Баку – мало.
,
Трубопровод БТД и сегодня работает вполсилы. Для того, чтобы проект заработал на полную мощность, нужна казахская нефть. И опытный политик президент Казахстана Назарбаев очень неплохо сыграл на этом…
На совместной пресс-конференции Назарбаев сообщил, что к 2012 году Казахстан планирует войти в пятерку крупнейших экспортеров нефти. И «если Россия не создаст условий для прокачки нефти, то Казахстан будет транспортировать энергоносители через Каспий по маршруту Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан». Иными словами, Казахстан поставил Россию перед выбором: либо Москва соглашается увеличить пропускную способность Каспийской трубопроводной системы, соединяющей казахстанское месторождение Тенгиз с Новороссийском, до 60 миллионов тонн, либо Казахстан будет прокачивать нефть по БТД. И Россия была вынуждена пойти на этот шаг. Но даже после этого, было понятно, что долго шантажировать себя Россия не позволит. И вот, весной прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас – Александруполис.
Этот проект должен взять на себя главную роль в обеспечении нефтью Европы. До сегодняшнего момента многие считали, что БТД – наиболее рентабельный нефтепровод. Позиции его были усилены тем, что он был не на бумаге, а уже действительно работал. Но, по всей видимости, Бургас-Александруполис, опередит по окупаемости своего «старшего» брата. Во-первых, благодаря сибирской и казахской нефти он будет работать в полную силу. Во-вторых, Россия уже подписала ряд соглашений по созданию крупного энергетического узла на территории Болгарии, включающего в себя крупные нефтехранилища, атомную станцию и прочее. Этот энергоузел (ЭУ) будет прямым конкурентом турецкому аналогу, но строится он на территории стран ЕС. То есть он становится более предпочтительней для Европы, чем ЭУ нестабильной Турции.
,Российский «Южный Поток» должен свести на нет проект Nabucco, а Бургас – Александруполис, уменьшить для европейского рынка значение БТД. Конкуренция будет не шуточная. Пока, козыри в руках у России. Но стоит ли нашим двум странам занимать такую жесткую позицию друг к другу? Возможно, Если бы Азербайджан в свое время пошел на уступки, то Москва, вероятно, согласилась перевести на реверсный режим работы азербайджанский участок северного маршрута нефтепровода, идущего в Новороссийск, что позволило бы заполнить БТД сибирской нефтью. Так или иначе, но сегодня обсуждать это поздно. Необходимо понять, что разыгравшаяся «трубная война» - это лишь экономический шаг, конкурентная борьба, которая ни в коем случае не должна перерасти в политическую фазу. Нам выгодно сотрудничать с Азербайджаном. Для нашей страны Баку - это транспортные и коммуникационные связи с югом и востоком и взаимовыгодное энергетическое сотрудничество. В Азербайджане работают более 300 компаний России, включая такие гиганты как «Лукойл». Для Баку Россия - это главный торгово-экономический партнер. Более того, в России проживает, по некоторым данным, больше миллиона азербайджанцев, которые работают здесь и, переводя деньги в Азербайджан, фактически обеспечивают значительную часть азербайджанской экономики. Баку должен понять, что, строя трубопроводы, Москва не хочет ущемить права Азербайджана, эти шаги оправданы желанием России обезопасить свою экономику от возможных эксцессов. Москве же надо нейтрально относиться к стремлению этого государства обособиться и как можно меньше зависеть экономически от других стран. Официальная политика Азербайджана – это равноудаленность от Москвы и Вашингтона.
На взаимовыгодных условиях у России и Азербайджана есть целый комплекс проектов: от создания и запуска АЭС, до прокладки нового трубопровода через Иран. Последний проект обошелся бы всего в 300 миллионов долларов (для сравнения, Баку вложила в БТД 3,9 миллиарда долларов – прим. ред). Но мешает одно весомое «но» – запрет США, который снять Азербайджан в одиночку не сможет, а вот вместе с Россией…