USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 71.79

-0.07

Природный газ 2.905

-0.01

...

США решили вытеснить Россию из Казахстана

Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила о планах по созданию спецпредставительства по вопросам международной энергетики, которое бы занималось энергетической политикой США в Центральной Азии и Каспийском регионе. По сути речь идет о том, что Вашингтон создает штаб для ведения энергетической войны с Россией. И, по всей видимости, начнет этот штаб свою работу с Казахстана…

США решили вытеснить Россию из Казахстана

Казалось бы, что о проекте «Набукко» после визита В.Путина в Болгарию и утверждения «Южного потока» стоит забыть как о несостоятельном и крайне сомнительном. Но США не оставляют своих надежд на его реализацию.
Кондолиза Райс, известный и давний противник усиления России, во время своего доклада заявила американскому сенату: «Я планирую назначить специального координатора по энергетическим вопросам, который будет, в частности, заниматься Центральной Азией и Каспийским регионом».
Сразу после этого президент США Джордж Буш снял ограничения на предоставление американской помощи Азербайджану. А днем позже в конгресс США был внесен законопроект, в котором вместе с Казахстаном опять же упоминается Азербайджан. На этот раз республиканцы во главе с Бушем предложили предоставить Баку и Астане статус полноценных торговых партнеров. Иными словами, отменить для этих двух государств дискриминационную поправку Джексона-Вэника, которую до сих пор не сняли с России.
Очевидно, что США таким образом хотят все-таки вдохнуть жизнь в проект «Набукко», на который уже были затрачены немалые средства американских налогоплательщиков.

,Ответным «бальзамом на душу» для США стало заявление президента Назарбаева, которое процитировали все западные СМИ: «В целях укрепления безопасности в Центральной Азии мы расширяем конструктивное взаимодействие с США, ЕС и НАТО… Необходимо разработать специальную программу «Путь в Европу». Она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий, совершенствованию законодательства и разработке стратегического видения нашего председательства в ОБСЕ». Но люди, знающие опытного и прагматичного президента Казахстана, утверждают, что американцам радоваться рано. Нурсултан Назарбаев стоит на принципах неизменности внешней политики и партнерстве с Россией. В том же обращении (почему-то западная пресса напрочь «забыла» упомянуть об этом на своих страницах – прим. ред.) Назарбаев отметил: «Мы должны и дальше укреплять политическое и экономическое сотрудничество с Российской Федерацией, Китаем, государствами Центральной Азии».
Также он с удовлетворением принял выход Казахстана на новый уровень международного признания, о чем свидетельствует принятое ОБСЕ решение о председательстве Казахстана в 2009 году (принятое при поддержке российских дипломатов – прим.ред.).
В целом же за последний год Казахстан еще больше сблизился с Россией, о чем свидетельствует участие этой страны в интеграционных процессах в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС, в частности, в прокладке Прикаспийского трубопровода. Напомним, что американцы и здесь хотели запустить собственный альтернативный проект. Но в Астане отдали предпочтение партнерству с Москвой.

,Сегодня в регионе явно видна экономическая конкуренция России и Китая. Но это проблема традиционна. И сглаживать все противоречия нам удается. Другое дело, что в эту «игру» включены и западные страны.
Конечно, нельзя говорить об абсолютной безоблачности российско-казахских отношений. Совсем недавно Астана предъявляла Москве ультиматум: «Если Россия не создаст условий для прокачки нефти, то Казахстан будет транспортировать энергоносители через Каспий по маршруту Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан». Тогда Казахстан поставил Россию перед выбором: либо Москва соглашается увеличить пропускную способность Каспийской трубопроводной системы (КТК), соединяющей казахстанское месторождение Тенгиз с Новороссийском, до 60 миллионов тонн, либо Казахстан будет прокачивать нефть по БТД.
Но это лишь экономические вопросы, которые вполне допустимы при партнерских и дружеских отношениях. И Россия, безусловно, пошла на встречу.
Еще одно направление в партнерстве – это Прикаспийский газопровод, который позволил нашим двум странам повысить цену на продаваемый газ и наладить сотрудничество в смежных отраслях. Именно его отлаженная работа доказала недееспособность плана США по строительству Транскаспийского газопровода. Понятно, что Штаты просто так сдаваться не намерены и будут вкладывать огромные средства, применять политические и экономические шаги, чтобы позволить своим корпорациям прибрать к рукам азиатские углеводороды и пути поставок. Есть экспертное мнение, что США попытаются в ближайшее время рассорить Россию и Казахстан. Более того, в планах Вашингтона существуют еще два проекта по «дифференциации» поставок газа, разумеется, в обход нашей страны. Это Центрально-Азиатский газопровод (ЦАГ) с пропускной способностью 60 миллиардов кубометров в год и Центрально-Азиатский нефтепровод (ЦАН) на 50 миллионов тонн нефти в год. Но если Америка пытается привлечь Казахстан, Туркмению и Узбекистан к своим проектам экономическими и политическими поблажками и финансовой помощью, которая в итоге принесет лишь сиюминутную и недолговременную прибыль, то Россия строит планы на долгосрочную перспективу и, соответственно, прибыль, которой она готова поделиться со странами, входящими в ее проекты. Чей путь выберет быстро развивающийся Казахстан, решать, конечно, гражданам этой страны… Но, зная практичность президента Назарбаева, можно это предсказать…

,КТК признан одним из наиболее важных проектов по транспортировке казахстанской нефти. Кстати, КТК мог бы принадлежать сегодня полностью и США, если б в момент строительства в свое время не вмешался президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов.
Нефтепровод КТК общей протяженностью 1510 км соединяет сегодня казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз и нефтетерминал на российском побережье Черного моря вблизи порта Новороссийск, являясь важным политико-экономическим звеном, связывающим наши страны. Но мало кому известно, что в преддверии его строительства функции главного подрядчика и по сути «владельца» хотела на себя взять американская «Chevron». Россия не могла этого допустить. Тогда и проявился так называемый фирменный «алекперовский стиль» ведения дел. Алекперов предельно ясно обозначил интересы своей компании в данном проекте и заявил американцам: «Вы не можете в одиночку осуществлять такой масштабный проект. Вам нужно поделиться с российским партнером». Американцы «скрипя сердцем» согласились на это. В конечном итоге, после длительных переговоров и «подковерных» манипуляций всех участников «Chevron» получила лишь третью часть пропускной способности экспортного трубопровода.
А доли участников распределились так: России досталась доля в 24%, Казахстану - 19%, а компании Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%. Меньшие доли перешли Султанату Омана - 7%, LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).
Этим своим шагом Вагит Алекперов дал понять западным партнерам, что строить какие-либо планы в регионе без участия России и «Лукойла» нельзя.

,Сегодня общие запасы сырья, имеющие отношение к основным казахстанским нефтяным месторождениям и проектам по их освоению, составляют от 59 млрд. 549,8 млн. (минимум) до 72 млрд. 749,8 млн. (максимум) баррелей. Стран, имеющих столь большие резервы углеводородного сырья, в мире очень не много. По данным «КазМунайГаза», общий объем инвестиций в проекты по освоению месторождений офшорной зоны Каспия должен увеличиться с 3,8 млрд. долларов в 2003-2005 г.г. до 16,8 млрд. долларов в 2011-2015 г.г.
Видя свои перспективы, Астана старается уменьшить влияние на свою энергетику транснациональных энергетических компаний. В 90-е годы прошлого века иностранные корпорации пришли на рынки стран СНГ на совершенно грабительских для экономик этих стран условиях. И совершенно нормальное стремление Астаны пересмотреть эти договоры в свою пользу. Мировая же печать сейчас, к примеру, полна публикаций на тему о том, что Казахстан стал на путь так называемого «ресурсного национализма». Премьер-министр Казахстана Карим Масимов уже ответил на требование президента усилить позиции государства в нефтегазовой отрасли поручением расторгнуть контракты с недропользователями, не исполняющими условия заключенных с ними соглашений (97 контрактов сегодня уже расторгнуты – прим.ред.). Казахстан в ответ пугают потерей иностранных инвестиций. Эксперты же уверены, что все это – лишь следствие нежелания иностранного нефтегаза сдавать свои позиции. Совершенно понятно, что в условиях, когда нефть перевалила в цене отметку в 100 долларов, уходить из региона инвесторам не выгодно и даже опасно. России такая стабильность соседа на руку. Ведь когда есть реальный экономический рост и перспективы, страна не будет соблазняться на ежеминутные «подачки» других держав, а выберет долгосрочную и экономически выгодную для себя модель.
На сегодняшний момент все три крупнейших месторождения Казахстана (нефтяные – Тенгиз (9 млрд. баррелей) и Кашаган (9-13 млрд. баррелей), газоконденсатное – Карачаганак (2,3-6 млрд. баррелей)) находятся в руках транснациональных корпораций. Вполне возможно, что ситуация скоро изменится.