USD 103.7908

+1.21

EUR 108.8705

+1.45

Brent 72.69

+0.08

Природный газ 3.42

-0

...

Мало — это сколько?

И малая НПЗ и мини-НПЗ работают по упрощенной технологии производства, однако, эти установки существенно различаются по объему выпускаемой продукции. Мини-вариант предполагает первичную переработку нефти на 3–4 фракции и объем нефтепродуктов до 150 тысяч тонн в год. Малый НПЗ – уже готова выпускать до 700 тысяч тонн в год. Средний НПЗ по силам производить до 1,5–2,0 миллионов тонн в год. Крупный НПЗ перерабатывает свыше 10 миллионов тонн в год.

Мало — это сколько?

Знает ли кто-нибудь, сколько мини-НПЗ на сегодняшний день работает в России? Статистика утверждает, что их около 40, эксперты нефтегазовой отрасли предполагают, что их количество приближается к 80, ну, а Ростехнадзор, оказывается, сумел обследовать аж сотню малых заводов.
Неудивительно, что никто не способен назвать точных цифр. Чиновник нисколько не торопится заниматься малыми формами от нефтянки. По причине этого в сфере деятельности малых нефтеперерабатывающих заводов творится форменный бардак.


Россия давно не прочь избавиться от обидного ярлыка «сырьевой придаток Европы», по причине этого правительство сделало ВИНКам предложение уменьшить долю экспортируемой сырой нефти и увеличить экспорт нефтепродуктов, которые имеют большую добавленную стоимость. Понятное дело, это то самое предложение, от которого невозможно отказаться. По причине этоого крупнейшие компании уже успели отрапортоваться о том количестве миллионов и миллиардов, которые пойдут на увеличение мощностей существующих НПЗ. Впрочем, несмотря на бодрые рапорты, очевидно, что даже спешная реконструкция будут завершена не раньше, чем через 3 года и стране нефтеперерабатывающих заводов будет явно не хватать….

В какой-то мере этот пробел способны заполнить мини-НПЗ, однако, этот сектор развивается сам по себе, стихийно, так как до этих миниатюрных заводов руки чиновника не доходят. В свете обидного равнодушия со стороны руководства страны, владельцы малых форм готовы консолидироваться, чтобы заявить руководству страны о наболевших проблемах.

,Геннадий Нестеров, президент Linas Technology International Corporation.

«Какие проблемы мы имеем в области малых НПЗ? Прежде всего, нет государственной политики. Ее, этой политики, и так немного где есть, ну, а что касается малых НПЗ, ее там вообще нет. Но сделать ее необходимо.
Я думаю, что мы уже вполне созрели, чтобы создать Ассоциацию малых НПЗ, потому что государство не считается с одним владельцем НПЗ, а вот с ассоциацией ему придется считаться».





У мини-НПЗ в наличии нет больших амбиций, они ориентируются на заказ локального рынка и в силу своей компактности готовы располагаться даже в самых труднодоступных местах. Если взглянуть на карту России, то можно увидеть удручающую картину – насколько велико расстояние между крупными НПЗ. В советские времена их разместили настолько нерационально, что приходится до сих пор пожинать плоды. В свою очередь, мини-установки позволяют существенно уменьшить расходы на перевозку горюче-смазочных материалов. Прибавьте к этому небольшие инвестиции, быстрый запуск мощностей и возможность столь же стремительного возврата вложенных средств, и сразу становится понятно, почему в последние годы появилось так много желающих, так сказать «прикупить собственный свечной заводик», стать владельцем собственного (пусть и мини) нефтеперерабатывающего предприятия.
Вот только, как работает рынок и какие перспективы у нового бизнеса, хорошо бы им узнать заранее, чтобы успеть подстелить перед падением соломку. В любом случае придется. Хотя бы даже в свете вступающего в сентябре техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Подавляющее большинство ныне работающих мини- НПЗ попросту исчезнут, так как не удастся выпускать на собственной базе высококачественное, соответствующее европейским стандартам, топливо. Правда, время от времени раздаются голоса, призывающие установить в разных регионах дифференцированные требования к качеству топлива. Но эта попытка в итоге ни к чему не приведет, так как Россия в вопросах экологии уже взяла равнение на Европу.
Как сложится в данном контексте судьба «малюток“? Мнения экспертов разнятся. Кто-то уверен в том, что все решение заключается во внедрении высокотехнологичного оборудования или же финансовой кооперации малых перерабатывающих предприятий. Другой аналитик утверждает, что напрасно ждать света в конце тоннеля, так как мини-НПЗ осталось протянуть от силы лет 5.

,Борис Туманян, генеральный директор Ростехэкспертизы РФ


Если говорить о малых перерабатывающих предприятиях, то мне бы хотелось затронуть вопросы проектирования. Это вообще наша большая беда. Сейчас этим начали заниматься все кто пожелает. На рынке проектных работ я могу по пальцам пересчитать те коллективы, которые в состоянии грамотно спроектировать нефтеперерабатывающее предприятие. Порой по проекту принимаются настолько неадекватные решения, что приходится во время экспертизы по второму разу проектировать тот же самый проект.
В целом, современное состояние и технологические перспективы малых НПЗ в России я оцениваю оптимистично. С оговоркой, если качество продуктов, получаемых на них, соответствуют тому времени, в котором они работают, и той перспективе, которой они предназначены. Лишь в этом случае малые НПЗ имеют право на жизнь».





Зимой этого года топ-менеджеры двух ведущих российских нефтяных компаний пожаловались в письме правительству на огромное количество контрафактного бензина. Несмотря на критическое отношение многих к качеству выпускаемой продукции на мини-НПЗ, к фальсифицированному топливу это редко имеет отношение. Одной из причин наличия низкокачественного моторного топлива на АЗС является существование полу- и нелегальных мини-НПЗ. Обычно они ставятся на нелегальных врезках к трубопроводам. В их число входят и так называемые «чеченские самовары», которые ежегодно закрывают в большом количестве, их невысокая стоимость, (много меньше миллиона рублей), позволяет им размножаться на юге страны со страшной силой. Так, в прессе нередко можно встретить заголовок «В Чечне за год было ликвидировано более 400 подпольных нефтеперерабатывающих заводов». Но стоит ли называть предприятием кустарно изготовленную установку? К настоящему мини-НПЗ это не имеет ни малейшего отношения. Впрочем, у некоторых уже сложился образ, что мини-НПЗ – это нечто второсортное, не достойное развития рассадник контрафактной продукции.
В идеале на рынке должны присутствовать как крупные, так и мини-НПЗ, из соображений экономической эффективности занимая собственную нишу. Но в свете последних экологических ужесточений и требований к повышению качества топлива мини-НПЗ, вероятнее всего, совсем уйдут со сцены, уступив дорогу большим братьям, так как дизтопливо и низкооктановый бензин никак не отвечают новомодным требованиям. О модернизации говорить не приходится. На установках со столь слабой мощностью не представляется возможным, да и бессмысленно организовывать процессы вторичной переработки, такие как каталитический риформинг, алкилирование или же гидрокрекинг. Столь затратные мероприятия резонно осуществлять на предприятиях большего масштаба. Что же касается «малюток», то, судя по всему, эра мини-НПЗ медленно, но верно близится к закату.



Автор: Виктория Юдина