USD 99.4215

0

EUR 106.304

0

Brent 71.12

0

Природный газ 3.076

0

4 мин
...

Кто вы, мистер Навальный?

Лето - пора богатая на собрания акционеров. Каждый год в этот месяц в столицу (или в тот город, где нефтегазовые компании собирают своих миноритарных инвесторов) собираются ее акционеры, чтобы задать вопрос совету директоров и решить, стоит ли и дальше держать свои сбережения в акциях компании. За последние несколько лет, уровень вопросов , которыми интересуются акционеры, заметно вырос, а совет директоров заметно нервничает, если знает, что среди акционеров есть Алексей Навальный.

Кто вы, мистер Навальный?

Лето - пора богатая на собрания акционеров. Каждый год в этот месяц в столицу (или в тот город, где нефтегазовые компании собирают своих миноритарных инвесторов) собираются ее акционеры, чтобы задать вопрос совету директоров и решить, стоит ли и дальше держать свои сбережения в акциях компании. За последние несколько лет, уровень вопросов , которыми интересуются акционеры, заметно вырос, а совет директоров заметно нервничает, если знает, что среди акционеров есть Алексей Навальный.

Алексей развернулся в полную мощь в прошлом году, когда "Ведомости" признали его персоной года. Премию за правду о российских крупных компаниях, он получил в подходящем возрасте - в 2009 г. ему исполнилось 33 года. С точки зрения российских властей, хороший материал для построения будущего страны - молод, 2 высших образования, с активной жизненной позицией, чемпионом мира по шахматам не был. Советник губернатора Кировской области, бывшего лидера СПС Никиты Белых, создатель Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области, а значит, готов к занятиям политикой. Но в эти дебри мы вдаваться не будем, расскажем о том, почему его имя появилось среди самых "разыскиваемых" персонажей на нашем сайте. Он является миноритарным акционером почти всех крупных российских компаний, в том числе «Сургутнефтегаза», «Транснефти», «Роснефти», «Газпромнефти», «Газпрома», ТНК-BP, банка ВТБ.На правах акционера Навальный, по утверждению журналиста Олега Кашина, «регулярно устраивает скандалы, обвиняя топ-менеджмент компаний в многочисленных злоупотреблениях».

Алексей Навальный является той редкой разновидностью российских инвесторов, которые действительно хотят получить окупаемость своих средств не путем спекуляции, а путем долгосрочного инвестирования. На Западе этот тип довольно распространен, а в России о миноритариях вспоминают только тогда, когда нужно провести очередное народное IPO. В один момент Навальный понял, что его деньги банально крадут.

"Пару лет назад я решил инвестировать личные средства в акции и очень скоро ощутил, что сообщения в СМИ о коррупции в компаниях вместо прежнего раздражения вызывают во мне чисто личного характера бешенство. Они воруют у меня! И я решил защищать свои деньги"

Защищать деньги Навальный решил с помощью классических жалоб и новых веяний в деле борьбы с несправедливостью - Интернета. В своем живом журнале он описывал все замеченные им схему, которые могут быть коррупционными и призывал неравнодушных, помогать ему в этом деле. В этом году, он создал целое "подразделение" из тех, кто готов ему помогать, называя их "добрые монстры" - туда входят юристы, специалисты по корпоративному праву, эксперты и все те, кто могут помочь достичь результата. А результат у Навального один - сделать так. чтобы компания, акционером которой он является, приносила больше прибыли.

"Например, Сургутнефтегаз. Четвертая по величине нефтяная компания в стране принадлежит неизвестно кому, не публикует международной отчетности и т.д. Я уверен, что если бы Сургут опубликовал сведения о конечных бенефициарах и сделал нормальную отчетность, то его акции завтра бы выросли процентов на двадцать."

Навального можно было бы принять за шута, если бы не результаты. По его запросу Олег Вьюгин направил письмо председателю совета директоров "Транснефти" Сергею Шматко с предложением вынести на совет директоров вопрос о публикации сведений, "имеющих отношение к благотворительной деятельности" (только в 2007 году "Транснефть" истратила на эти цели 7,2 млрд, но адресатов помощи акционерам не раскрывает). Когда Навальный опубликовал эти, в общем-то, общедоступные данные в своем блоге, множество людей удивились тому, что не интересовались этим раньше.

А совсем недавно расследование Навальным деятельности компании "ВТБ-Лизинг" (в его ходе выяснилось, что при покупке буровых установок около $160 млн осело на счетах кипрского офшора) закончилось отставкой директора этой компании. Президент ВТБ Андрей Костин признал, что менеджер уволен за использование незаконных схем. Он с такой простотой обрисовал схему, по которой можно было выводить средства, что его метод уже становится популярным и среди других борцов за правду. Знаменитый пост о эфективных менеджерах ВТБ.

"Что касается «на кого вы работаете?». В Газпроме считают, что я работаю на Сечина. В Роснефти - что на врагов Сечина. В ВТБ думают, что меня заслали враги Костина из Минфина. В Транснефти - что за мной стоят иностранцы. В Сбербанке - что всё это козни инопланетного разума. Люди с конспирологическим типом мышления всегда найдут хорошую версию".

Алексей Навальный не Робин Гуд и не супер-герой. Он просто человек, который не боится задавать вопросы. Механизм его работы просто и доступен каждому, но страх перед бюрократической машиной у большинства людей так высок, что они, даже заметив факт злоупотребления, оставляют его без нужной реакции. Навальный показывает, куда и к кому нужно обращаться, чтобы факты коррупции не остались безнаказанным. Так, благодаря его инициативе, поддержанной Интернет общественностью, президент Дмитрий Медведев попросил обратить внимание на дело компании Даймлер, которая платила за контракты в 22 странах мира, не дожидаясь, пока президент "позвонит сам".

"Вряд ли мне удастся побороть коррупцию вообще. Я пытаюсь создавать практические механизмы, которые помогут простым гражданам - акционерам компаний бороться с коррупцией. Я считаю, что нельзя просто причитать: ах, у нас коррупция. Нужно что-то делать самим. Поэтому я создаю механизмы, в которых могут участвовать все. Есть уголовные дела, которые закрывают, а мы заново заставляем их открывать".