USD 90.6252

-0.12

EUR 99.1317

+0.25

Brent 82.07

-0.37

Природный газ 1.707

-0.04

4 мин
...

Нефтегазовые отношения Киргизии и России

В советский период взаимодействие между Россией (РСФСР) и Киргизией (Киргизской ССР) в отраслях ТЭК осуществлялось в рамках единой экономики.

Нефтегазовые отношения Киргизии и России


Советский период.
В советский период взаимодействие между Россией (РСФСР) и Киргизией (Киргизской ССР) в отраслях ТЭК осуществлялось в рамках единой экономики. Несмотря на отсутствие промышленных запасов углеводородов и ограниченность других видов энергоресурсов , Киргизия была достаточно гармонично вписана в систему межреспубликанского обмена энергоресурсами: нефтепродукты в республику поставлялись из России, газ - из Туркменистана и Узбекистана, уголь - из Казахстана. В свою очередь, Киргизия наряду с соседним Таджикистаном входила в число крупных производителей и поставщиков электроэнергии. Помимо этого, в период 1955-1991 годов на Кара-Балтинском горнорудном комбинате (г.Кара-Балта, Чуйская область) осуществлялась переработка урановых руд, поставляемых в основном из Казахстана и Узбекистана.

После распада СССР схема межреспубликанского обмена энергоресурсами была в значительной степени разрушена. Полностью прекратилось российско-киргизское взаимодействие по переработке урановых руд. Поставки энергоресурсов в Киргизию, в первую очередь газа и нефтепродуктов, стали осуществляться не на плановой и стратегической основе, а на коммерческой. Их своевременность и объемы в значительной степени определяются целым рядом обстоятельств, в первую очередь, характером взаиморасчетов, общим состоянием межгосударственных отношений и ситуацией в самой КР. В свою очередь, поставки электроэнергии из Киргизии в соседние республики также стали осуществляться на коммерческой и краткосрочной основе, а их объемы значительно сократились.

Отсутствие в Киргизии промышленных запасов энергоресурсов, в первую очередь углеводородов, обусловило крайне низкий интерес к республике со стороны зарубежных государств и компаний, в том числе России и российских компаний. К тому же в "ельцинский период" РФ в целом не была готова к проведению активной экономической политики в регионе и даже в такой маленькой стране как Киргизия. В результате этого, российско-киргизские торгово-экономические связи вплоть до начала XXI века находились на крайне низком уровне. Так, по сравнению с 1991 годом в 1992 году двусторонний торговый оборот России с Киргизией снизился в 26 раз - с 8,2 до 0,3 млрд. долларов, и на протяжении 1992-2003 годов ежегодные объемы торговли находились в пределах 200-350 млн. долларов.

Взаимоотношения с новой Россией.
С приходом к власти в России нового руководства, повышением роли и места Центральной Азии в системе российских внешнеполитических приоритетов, подходы России/российского бизнеса к Киргизии, в том числе в плане присутствия в местном ТЭК, также претерпели значительные изменения. В 2003 году была сформирована договорно-правовая основа для российско-киргизского энергетического сотрудничества, что способствовало некоторому оживлению взаимодействия между Россией и Киргизией в энергетической и, в целом, в экономической сфере. Это, в свою очередь, определило поступательное развитие торгово-экономических связей между двумя странами. Так, за период 2003-2008 годов двусторонний товарооборот вырос почти в 6 раз - с 273 до 1635 млн. долларов. Однако, в 2009 году из-за негативного воздействия мирового кризиса российско-кыргызский товарооборот уменьшился на 27% - с 1,6 до 1,2 млрд. долларов.

Современная ситуация.
В настоящее время энергетическое взаимодействие между РФ и КР затрагивает в основном нефтегазовую и гидроэнергетическую отрасли. При этом масштабы российских капиталовложений крайне незначительны. По состоянию на начало 2010 года, их объем ориентировочно составлял 560-590 млн. долларов, причем большая часть - 450 млн. долларов в виде кредитов и грантов было направлено в развитие киргизской гидроэнергетики, которые были использованы руководством КР во главе К.Бакиевым не по назначению.

Столь невысокая финансовая активность России и российских компаний в нефтегазовой отрасли обусловлена тем, что сама по себе нефтегазовая отрасль республики не только не представляет особого коммерческого интереса для России и российского бизнеса, но и еще является крайне малопривлекательной для извлечения прибыли. С одной стороны, это связано с незначительностью разведанных засов углеводородов в Киргизии, а с другой - с дороговизной разработки киргизских нефтегазовых месторождений. В частности, геологическая структура киргизских газовых месторождений чрезвычайно сложна, что требует высоких финансовых вложений и дорогостоящего оборудования для их разработки.

Поэтому российское присутствие в данной отрасли может рассматриваться в основном в контексте усиления политических, военных, экономических и иных позиций - как в самой республике, так и центральноазиатском регионе в целом. В свою очередь, гидроэнергетические проекты в силу своей масштабности и стратегической важности оказались более подвержены воздействию политической ситуации как внутри, так и вокруг самой Киргизии.

Киргизия, как и соседний Таджикистан, с 1995 года получала российское топливо без пошлин на основании протоколов к межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли. Но с 1 апреля 2010 года российские таможенники, в рамках подготовки к принятию единого Таможенного кодекса, начали взимать пошлину при вывозе нефтепродуктов в Киргизию. В результате поставки ГСМ в Киргизию из России резко сократились. Если до 2010 года Киргизия закупала около 3 миллионов тонн российского топлива в год, то в 2010 году экспорт в Киргизию упал на треть - до 900 тысяч тонн различных нефтепродуктов.
Но с 1 января 2011 года отменила пошлины на экспорт нефтепродуктов в Киргизию.
В июле 2010 года Киргизия и Таджикистан попросили Россию обнулить экспортные пошлины на бензин. В частности, обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты обсуждал с премьер-министром России Владимиром Путиным премьер-министр правительства Киргизии Алмазбек Атамбаев.


Наличие льготного режима
было основным условием выхода российской Газпром нефти на рынок Киргизии.
Дочерняя компания Газпром нефти ведет свой бизнес в Киргизии с 2006 года, когда она приобрела сеть из 74 АЗС в республике. Компания контролирует около 70 % розничного рынка Бишкека и около 30%розничного рынка всей страны. При этом Газпром нефть работает в регионе в значительной степени из-за его политической важности для России. В Киргизии располагается российская авиабаза в Канте, а также американская авиабаза "Манас".