Вчера ФАС сообщила о возбуждении дела в отношении ТД «ТМК» (структура Трубной металлургической компании), «ОМК-стали» (Объединенной металлургической компании), Ижорского трубного завода («Северстали») и ЧТПЗ по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции».
Антимонопольщики подозревают трубников в заключении соглашений, которые «могли привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов». Такие выводы служба сделала по итогам внеплановой проверки производителей труб большого диаметра (ТБД), закончившейся в сентябре.
Основанием для проверки стало февральское поручение вице-премьера Игоря Сечина, рассказал «Ведомостям» начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. Также на сговор трубников в ведомство жаловалось частное лицо, добавил он.
Два источника, близких к трубным компаниям, рассказали «Ведомостям», что в ходе проверок проводилась и выемка документов. Эти документы и подтверждают факт сговора между трубниками, говорит Овчинников. Компании в 2008-2011 гг., заведомо зная потребности «Газпрома», согласовывали графики поставок ТБД в адрес компании еще до проведения монополией тендера на закупку.
Четыре источника в трубных компаниях считают, что оснований для возбуждения дела нет, ни о каком сговоре речи быть не может. Один из них добавляет, что его компания не сотрудничала с «Газпромом» напрямую, а только лишь через сторонних трейдеров.
Формально «Газпром» (а также его закупочная «дочка» «Газпром комплектация») покупает крупные партии труб только на тендерах.
Но как минимум с 2005 г. их выигрывают преимущественно компании, связанные с Ротенбергами: ООО «Торговый дом «Трубопровод», ООО»Торговый дом «Трубная продукция» и СЕТП. Прямых контрактов производителей с «Газпромом» вообще не существует, говорил ранее «Ведомостям» представитель одного из трубников. Исключение - так называемые транснациональные проекты, например «Северный поток»: четверть труб для него поставила ОМК, остальное - Europipe.
Поставки «Газпрому» шли в основном через СЕТП (контроль у братьев Ротенбергов, младшие партнеры - производители труб), признает Овчинников.
Но в рамках поставок этой организации трубники распределяли объемы между собой, добавляет он.
Полной статистики поставок труб через СЕТП и другие организации «Газпрому» нет.
Известно лишь, что в 2010 г. СЕТП поставил концерну 93,6% труб - 1,27 млн т из закупленных «Газпром комплектацией» 1,357 млн т.
СЕТП будет привлечен к расследованию в качестве третьей стороны, говорит Овчинников.
Но чиновник не исключает, что в ходе расследования ФАС может поменять статус этой компании.
Источник, близкий к ФАС, говорит, что были обнаружены и другие посредники, но найти их по юридическим адресам не удалось.
Представители ТМК, ОМК, ЧТПЗ, «Северстали» и Ротенбергов отказались от комментариев.
Представитель «Газпрома» комментировать подозрения ФАС в адрес трубников тоже не стал.
Если ФАС признает трубников виновными, они могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 15% от продаж ТБД, говорит Овчинников. В 2007-2010 гг. «Газпром» закупил у российских производителей около 3,7 млн т ТБД (если брать статистику концерна и Metall Bulletin) и мог потратить на это примерно $7,8 млрд (по средним ценам от «Уралсиб кэпитал»). Таким образом, суммарные штрафы поставщикам могут составить $78 млн - 1,17 млрд.
В данном случае имеет смысл проверить всех участников, включая «Газпром», считает гендиректор юрбюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.
Надо проверить, не ограничивается ли конкуренция в отношении всей сбытовой цепочки. В таком случае виновными могут оказаться также СЕТП и даже «Газпром», отмечает юрист.
Им могут грозить как штрафы, так и предписания.
В чем причина проверок "трубников"?
Автор: Галина Камнева Елена Мазнева