USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.76

0

...

За Туркменистаном на Каспии стоят определенные политические силы – эксперт

На сегодняшний день у Туркменистана существует ясность в вопросе принадлежности каких-то месторождений на Каспии Азербайджану или Туркменистану, заявил в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» профессор западного университета, политолог Фикрет Садыхов.

За Туркменистаном на Каспии стоят определенные политические силы – эксперт


На сегодняшний день у Туркменистана существует ясность в вопросе принадлежности каких-то месторождений на Каспии Азербайджану или Туркменистану, заявил в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» профессор западного университета, политолог Фикрет Садыхов. Азербайджан потребовал от Туркменистана прекратить разведку на каспийском нефтегазовом месторождении Кяпаз, право на которое 15 лет оспаривают обе постсоветские республики, входящие в число пяти прикаспийских государств.
По сообщению МИД Азербайджана, туркменскому послу Тойли Комекову была вручена ноту протеста против геологоразведки на месторождении Кяпаз (Сардар). Месторождение Кяпаз было открыто советскими геологами и с тех пор не освоено, в отличие от другого оспариваемого месторождения - Чираг, которое по праву является частью осуществляемого проекта Азери-Чираг-Гюнешли, ориентированного на доставку 74.000 баррелей нефти в сутки в Европу.
Как было отмечено в ноте МИД АР, противоправная деятельность Туркменистана неприемлема, и азербайджанская сторона оставляет за собой право принять соответствующие меры для защиты своих суверенных прав в Каспийском море.
В свою очередь туркменский МИД ответил встречным заявлением о том, что 16 июня выразил жесткий протест против попыток Баку остановить научные работы, осуществляемые гражданским судном в секторе Каспийского моря, который "не принадлежит Азербайджану".
По заявлению МИД Туркменистана, туркменская сторона «намерена предпринять, адекватные действия, в случае повторения подобных провокаций, которая считает оспариваемое месторождение Кяпаз - Сердар, а месторождение Чираг - Осман».
На сегодняшний день из стран каспийской пятерки только Россия, Казахстан и Азербайджан договорились о разграничении секторов в Каспийском море после распада СССР в 1991 году.
По словам политолога, в свое время была достигнута договоренность о том, что месторождение Кяпаз (Сардар) находится на стыке между туркменским и азербайджанским сектором, и что вопрос эксплуатации будет заморожен вплоть до определения статуса Каспийского моря.
«Сегодня, когда мы видим, что Туркмения проявляет инициативу и направляет исследовательское судно на Каспий, пытается заниматься добычей, становится ясно, что все эти действия идут в разрез достигнутым договоренностям. Таким образом, Туркменистан пытается предпринять анти азербайджанские шаги в сфере нефтегазового развития. Безусловно, это можно расценивать как политическую выходку, имеющую далеко идущие последствия», - считает политолог. Садыхзаде не исключил, что в этом вопросе за Туркменией стоят определенные силы, заинтересованные в обострении отношений между Туркменией и Азербайджаном.
«Туркмения хорошо знает о том, что отношения между официальным Баку и Тегераном значительно накалились. Стоит предположить, что определенным силам на руку такое положение дел, поэтому они стараются довести накал ситуации до точки кипения», - уверен эксперт.
Говоря об отношениях между Ираном и Азербайджаном, как считает Садыхов, ограничиться одним каспийским фактором сложно, учитывая, что условия, выдвинутые Ираном по поводу решения статуса Каспийского моря, противоречат здравому смыслу и нормам международного права.
В то же время, по мнению Садыхова, напряженность на Каспии надо рассматривать в контексте нынешних ирано-азербайджанских отношений.
«Эти отношения действительно сильно накалены, поскольку Иран не устраивает светский путь развития Азербайджана, прозападная направленность Баку, контакты и взаимоотношения с европейскими и западными странами, совместные проекты, в том числе нефтегазовые, а также сближение с Израилем, хотя Азербайджан неоднократно заявлял, что является сторонником дружественных двусторонних отношений с Ираном», - сказал Садыхов.
Азербайджан все время осторожно и взвешенно подходил к оценке этих двусторонних отношений, отметил политолог.
«Сегодня ситуация несколько изменилась. По всей видимости, наступил тот самый пик, который практически вывел из состояния равновесия азербайджанское общество, которое отнюдь не намерено выслушивать нравоучительные высказывания со стороны Тегерана, его постоянные менторские заявления в адрес Баку.
Сегодня антиазербайджанские заявления раздаются из уст иранских депутатов, высокопоставленных чиновников, что неприемлемо для азербайджанской общественности, которая не откажется от своих национальных интересов, не станет отмалчиваться и закрывать глаза на целенаправленную, агрессивную политику со стороны исламского государства», - добавил эксперт.
Что касается вопроса по поводу нынешних активных дебатов в израильском Кнессете о событиях 1915 года, и обсуждений так называемого «геноцида армян», по мнению политолога, этим должна быть обеспокоена в первую очередь Турция, так как проблема касается напрямую турецко-израильских отношений, которые тоже накалены до предела.

Тем не менее, как считает профессор Садыхов, вероятность принятия закона в израильском Кнессете «О геноциде армян» на сегодняшний день, в контексте нынешних отношений, все-таки не исключается.