USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 73.33

+2.29

Природный газ 2.955

+0.13

...

"Кипрский евро", черный рынок ЕС и чудесное спасение русских

Из-за ограничений на движение капитала евро, имеющий хождение на Кипре, с экономической точки зрения не то же самое, что общая европейская валюта, указывают специалисты. Ну и зачем вкладчикам держаться за банк в Лимассоле, если можно хранить деньги в Лионе? - пишут СМИ. Богатые россияне и путинская верхушка изо всех сил показывают, что кипрский кризис не выбил их из седла.

"Кипрский евро", черный рынок ЕС и чудесное спасение русских

Из-за ограничений на движение капитала евро, имеющий хождение на Кипре, с экономической точки зрения не то же самое, что общая европейская валюта, указывают специалисты. Ну и зачем вкладчикам держаться за банк в Лимассоле, если можно хранить деньги в Лионе? - пишут СМИ. Богатые россияне и путинская верхушка изо всех сил показывают, что кипрский кризис не выбил их из седла.

Введенные кипрскими властями меры по ограничению движения капиталов создают прецедент в еврозоне, пишет немецкое деловое издание Handelsblatt. По отношению к другим странам-членам единая европейская валюта на Кипре сейчас обладает меньшей ликвидностью и ценностью, что, по мнению экспертов, может впервые привести к появлению в еврозоне некоего подобия черного рынка и поставить под вопрос дальнейшее пребывание страны в этом валютном клубе.

"В настоящее время еврозона больше не является единым экономическим пространством", - говорит заместитель председателя европейского исследовательского центра Bruegel Гунтрам Вольф. Евро, использующийся на острове, представляет собой с экономической точки зрения иную валюту, чем та, что имеет хождение в других странах ЕС, предупреждает еще один финансист.

Чем дольше действуют меры по ограничению оттока капитала, тем меньше у страны будет возможностей справиться с их последствиями, подчеркивает Handelsblatt. Отмена данных ограничений также достаточно трудна, что видно на примере Исландии, где подобные меры были введены осенью 2008 года и действуют до сих пор. Однако Исландия, в отличие от Кипра, обладает собственной валютой, напоминает издание. Как сказал о ситуации на Кипре неназванный высокопоставленный еврочиновник, "это абсолютно несовместимо с политическими и экономическими принципами Евросоюза".

Способы урегулирования ограниченной финансовой катастрофы на Кипре создают опасный прецедент для всего европейского блока, пишет The Guardian. Самым впечатляющим, полагает издание, является введение контроля за движением капитала. В аэропорту Ларнаки появились объявления, что пассажиры не могут вывезти из страны свыше тысячи евро. Клиенты банков не могут снять более 300 евро в день. Для валютного блока 17 стран, одна из основных целей которого состоит в обеспечении свободного потока капитала, это удивительный новый феномен, говорится в редакционной статье.

Поскольку вкладчики могут размещать свои деньги в любой из 16 других стран еврозоны, зачем им держаться за банк в Лимассоле? - задает риторический вопрос издание. С точки зрения любых намерений и целей, евро на Кипре сейчас стоит меньше, чем, например, в Бельгии.

"Евроклуб завел весьма неприятную привычку затравливать слабые страны и защищать сильные во время кризиса, - продолжает The Guardian. - Невозможно представить себе, что какая-нибудь большая страна, в каком бы отчаянном положении она ни оказалась, пошла бы на захват застрахованных банковских вкладов населения, что было предложено на Кипре на прошлой неделе".

"Мы спасли банки, но рискуем потерять целое поколение", - сказал недавно президент Европейского парламента. То же самое можно сказать и о евро в целом: проект продолжается, но много людей осталось за бортом, говорится в статье.

"Крупнейшие российские банки заявили в четверг, что риски потерь их клиентов на Кипре представляются умеренными, в то же время других признаков немедленных негативных последствий для российского бизнеса очень мало", - передают корреспонденты The Wall Street Journal.

"До сих пор мы не заметили никаких сложностей у кого-либо из наших клиентов в связи с кипрской проблемой, и мы уверены, что любое прямое или косвенное воздействие на них минимально или вообще не существует", - сказал заместитель председателя правления "Сбербанка" Александр Морозов.

"У нас там только были транзитные счета, деньги на небольшие расходы по управлению на Кипре", - заявил председатель "Альфа-Групп" Михаил Фридман.

Между тем активы российских банков могут быть заморожены на длительный срок "из-за новых ограничений на движение капитала", указывают аналитики "Райффайзенбанка". "Это может стать причиной некоторых проблем с ликвидностью у ряда банков, которые, скорее всего, будут решены с помощью Центробанка", - полагают специалисты австрийского банка.

По словам первого заместителя председателя правления ВТБ Юрия Соловьева, перед Russian Commercial Bank на Кипре, принадлежащим ВТБ, не выстроились очереди клиентов, желающих снять свои деньги. Когда некоторые клиенты обращались в кипрский банк с тем, что он назвал "креативными" предложениями по обходу ограничений на транзакции, банк отказал им, передает слова Соловьева издание.

А что если Владимир Путин - главный победитель в истории с банковским кризисом на Кипре? - задумалась Анна Немцова, автор статьи в Foreign Policy.

Россияне в шутку сравнивают события на Кипре с Карибским кризисом 1962 года. "Сотни банковских счетов, на которых хранятся миллиарды евро, оказались под угрозой частичной экспроприации или как минимум замораживания", - говорится в статье. Закрытие Кипра как офшорного банковского центра означает, что уходит в прошлое один из ключевых методов ведения бизнеса, используемый состоятельными россиянами последние 20 лет.

С другой стороны, российское правительство - по крайней мере, публично - не одобряет вывод капиталов за границу, продолжает Немцова.

Почему россияне хранят деньги в офшорах? Бизнесмены первого поколения просто не верили, что свободный рынок в России долго продержится, а также уклонялись от налогов. В последние 10 лет кошмарные сны бизнесменов сбылись: "стало почти невозможно сохранить фирму, зарегистрированную в России, не подвергаясь перманентной опасности рейдерства", утверждает автор.

Александр Лебедев и Михаил Прохоров признали, что кипрский кризис их коснулся, но, по их словам, несильно. По данным Немцовой, на Кипре есть деньги у Алишера Усманова, Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга.

Но, если не считать первой вспышки негодования, Путин и его чиновники реагируют на кипрский кризис относительно сдержанно, констатирует автор. "В итоге он будет, возможно, даже на руку президенту. Поскольку любимые налоговые убежища закрываются, а новый американский закон грозит санкциями за нарушения прав человека, российская элита, возможно, предпочтет держать деньги в России. Следовательно, эти люди станут более зависимыми от милости президента", - заключает журналистка.