Саммит энергетический компаний «Нефтегазовые компании - «двигатель изменений» мировой экономики» при поддержке Роснефти состоялся 24 мая 2014 г в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ - 2014).
Открыл заседание В. Путин.
С ключевым докладом на саммите выступил Президент, Председатель Правления Роснефти И. Сечин.
В саммите приняли участие президент ExxonMobil Exploration Company С. Гринли, президент и главный управляющий директор GE Oil&Gas Л. Симонелли, исполнительный вице-президент Statoil Т. Додсон, министр Народной Власти по вопросам нефти и горного дела/ Президент PDVSA Р. Рамирес, глава Glencore Energy А. Биэрд, президент ГНКАР Р. Абдуллаев, старший вице-президент Total по Континентальной Европе и Центральной Азии М. Боррелл, главный исполнительный директор BP Р. Дадли, президент ExxonMobil Development Company Н. Даффин, председатель, главный исполнительный директор Total S.A. К. Де Маржери, президент по международным проектам ConocoPhillips К. Джонстон, председатель совета директоров и управляющий директор ONGC С. Динеш, председатель совета директоров, главный исполнительный директор Trafigura Beheer BV К. Дофин, президент, вице-председатель совета директоров GDF Suez SA Ж. Ф. Сирэлли, главный исполнительный директор Shell Plc Б. Ван Берден, исполнительный директор Международного энергетического агентства Мария В. Дер Хевен.
И. Сечин отметил, что выводы в отношении развития рынков позволяют Компании уверенно строить свою стратегию с перспективой до 2033 г и далее. Стратегия основывается на текущем положении Роснефти в качестве крупнейшей публичной нефтяной компании мира по объему добычи и запасов. Компания не получала активов в ходе приватизации в России. Напротив, сформировавшаяся в рыночных условиях Роснефть успешно провела IPO в 2006 г с соблюдением всех стандартов прозрачности, что сделало ее международной публичной компанией с частной формой собственности. При этом, доходы государства в результате размещения, а также продажи доли компании ВР в 3 раза превысили общий финансовый результат приватизации нефтегазового сектора страны.
«Акционерами Роснефти стали, в том числе, около 150 тысяч граждан России. Мы всегда помним об этом и считаем своим долгом строить нашу долгосрочную работу с полным учетом их интересов, так же, как и всех наших акционеров», - подчеркнул И. Сечин.
Он отметил, что доказанные на сегодня запасы нефти и газа Компании - 33 млрд баррелей по классификации SEC - являются крупнейшими в мире. Затраты Компании на разработку ресурсов также находятся на рекордно низком уровне, и Роснефть постарается сохранить это преимущество в дальнейшем. «Нашей задачей является поддержание уровня эксплуатационных затрат устойчиво ниже 5 долл США / барр н.э., а капитальных вложений - ниже 8 долл США / барр н.э., что значительно лучше показателей крупных российских и международных компаний, и это невозможно без достижения технологического лидерства».
Эффективное раскрытие потенциала новых типов запасов и работа на шельфе требуют развития в России мощного сервисного сектора и зачастую разработки уникальных технологий. С этой целью Роснефть создаст важнейшие предпосылки дальнейшего устойчивого роста своего основного бизнеса по добыче и переработке углеводородов - будет реализована стратегия по: формированию технологичного нефтесервисного бизнеса нового типа, позволяющего обеспечивать стратегические потребности Компании и обеспечить лучшую в отрасли экономическую эффективность на базе собственной буровой и сервисной компании РН-Бурение с возможным привлечением партнеров; созданию пула инновационных технологий и компетенций по всем ключевым направлениям своего дальнейшего развития.
И. Сечин заявил, что ускорение роста Компании до 2033 г связано с началом коммерческой добычи на шельфе.
Арктические проекты позволят Роснефти стать крупнейшим оператором этого типа запасов в мире. В период до 2020 г добыча углеводородов вырастет примерно на 30%, в том числе добыча жидких углеводородов на 15%, а газа - до 3 раз. В период до 2025 г годовая добыча углеводородов Компанией вырастет примерно на 50%. Мы можем говорить о потенциале удвоения масштаба нашего бизнеса к 2033 г, а среднегодовой темп роста добычи жидких углеводородов составит более 4% практически полностью за счет органического роста. Доля газа вырастет до 1/3 в общем балансе добычи Компании. На внутреннем рынке газа РФ доля Роснефти достигнет примерно 20%.
Масштабы Роснефти, глобальный характер ее деятельности, качественное изменение содержания работы с партнерами вызывают необходимость дальнейшей оптимизации процессов реализации управленческих решений и превращения Компании в стратегический энерготехнологический и операционный холдинг с четким структурированием бизнес-процессов. Сейчас эта модель прорабатывается для сегмента нефтепродуктообеспечения. Предполагаются следующие этапы: выделение сбытовых сетей в отдельное юридическое лицо, привлечение партнеров, организация работы на новых принципах, в дальнейшем, возможно, выход на IPO. Еще одним элементом реализации стратегии по созданию сфокусированного сбытового бизнеса мирового класса является решение о приобретении международного нефтетрейдингового бизнеса банка Morgan Stanley.
В результате реализации стратегии Роснефть сравняется с глобальными «мейджорами» по набору ключевых компетенций и эффективности и будет одним из мировых лидеров по ряду направлений, таких как развитие шельфа, добыча нетрадиционных типов углеводородов, монетизация нефти и газа на мировом рынке. При этом финансовые показатели будут усиливаться. Темп роста показателя EBITDA и генерации денежного потока позволят снизить соотношение чистого долга к EBITDA до 1,0 - 1,3 в течение 3х лет. После интенсивной инвестиционной фазы в 2014-2016 гг Компания будет генерировать свободный денежный поток в объеме 5-7 долл США / барр н.э. без учета получаемых торговых предоплат и банковского финансирования, что позволит осуществлять программы масштабного развития без привлечения дополнительных заимствований.
«Мы уверены, что рынок оценит нашу решимость реализовать данную стратегию». Оценки перспектив Компании основаны на учете принятых в последнее время налоговых новаций. «Если бы эти решения не были приняты, то добыча углеводородов нашей Компанией и другими российскими компаниями отрасли в результате неизбежного в этом случае отказа от неэффективных инвестиций перешла бы в фазу стагнации, а затем достаточно быстрого падения«.
Налоговая нагрузка Роснефти существенно выше по сравнению с крупнейшими публичными международными компаниями за счет более высокой доли НДПИ и экспортных пошлин. «Посмотрим на различие в налогообложении нефтяного и газового сектора. Нагрузка различается в разы - и это при том, что в мировой практике не принято разделять налогообложение углеводородов по их типу - ведь, как правило, они сопутствуют друг другу. За пределами нефтегазовой сферы ресурсный принцип изъятия ренты вообще не выдержан. До сих пор нет нормального, основанного на анализе прибыльности использования уникальных природных ресурсов, налогообложения в производстве минеральных удобрениях, черных и цветных металлов».
Фискальный режим внутри нефтегазового сектора и по отношению к другим секторам, его стабилизация, остаются одним из основных элементов повышения капитализации, что может быть еще одним инструментом повышения доходов бюджета.
«Нам представляется, что потребность в совместном анализе и работе целесообразно реализовать через развитие уже сформировавшейся традиции наших регулярных встреч в форме Петербургских Энергетических Саммитов. Я хотел бы предложить вашему вниманию идею минимальной институализации этой традиции, например, через формирование постоянно действующего секретариата из нескольких человек, кто мог бы, с Вашим участием, готовить тематику очередного саммита и вести подготовку к нему в постоянном режиме».
Участники саммита поддержали это предложение.