Москва, 7 апр - ИА Neftegaz.RU. На сегодняшний день у нашей страны одна из самых амбициозных в мире программ развития Арктики. C одной стороны, в наследство от времен СССР нам достался, выдающийся научный и промышленный потенциал; c другой, очевидно, что освоение региона невозможно без современной социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры и более внимательного отношения к экологии. С подобными вызовами в той или иной степени столкнулись все страны арктического региона. Однако для России, с ее колоссальной протяженностью арктического побережья и низкой плотностью населения, необходимость устойчивого развития региона обретает более широкий контекст.
Арктический потенциал
Арктическая зона Российской Федерации составляет около 4 млн км2, на которой проживает всего 2,5 млн человек. Регион заселен лишь на треть. 60% территории – зона вечной мерзлоты. Для сравнения арктическая зона Швеции составляет 153 тыс. м2 с населением 520 тыс. человек. Суровые условия, транспортная труднодоступность и неразвитая социальная инфраструктура накладывают отпечаток на любой промышленный проект. Континентальный шельф России, стратегический резерв развития минерально-сырьевой базы страны, по оценкам экспертов, содержит запасы более 85,1 трлн м3 природного газа, 17,3 млрд т нефти, включая газовый конденсат. Среди минеральных ресурсов Арктики: платиновые металлы, медно-никелевые руды, железо, фосфор, полиметаллы, золото, алмазы, титан, тантал, ниобий, флюорит, хром, марганец, слюда, молибден, вольфрам, ванадий.
Активное промышленное освоение российской зоны Арктики началось в 20-30-е гг. прошлого века, хотя первые упоминания об освоении побережья Северного Ледовитого океана русскими мореплавателями относятся к XI веку. Так, в 1931 г. на территории нынешней Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение - Чибьюское. Годом позже при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), ключевой задачей которого было народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. В течение 2й половины XX века здесь выросли крупные города, развивалась транспортная инфраструктура, регион начал планомерно заселяться. В 1960-1980 гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения как на суше, так и на шельфе, включая Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Штокмановское, Приразломное и другие.
Сегодня индустрия российской Арктики уже дает более 10% ВВП России и более 20% общероссийского экспорта. Общая стоимость минерального сырья составляет более 30 трлн долл. США. Россия транспортирует природный газ с полуострова Ямал, медь – с Баимского месторождения на Чукотке, антрацит – с Таймырского угольного бассейна, нефть – с Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря, свинец и цинк – с Павловского месторождения на острове «Южный» архипелага Новая Земля. Груз Норникеля вывозится с конца 30-х годов, для его нужд развивался ледокольный флот страны.
Особенность арктических проектов, в том, что вывоз морем через Северный морской путь (СМП) – самый логичный и эффективный способ транспортировки из Заполярья. В российской Арктике именно СМП позволяет промышленным и добывающим компаниям эффективно выстроить процесс освоения природных ресурсов.
Развитие технологий превратило Северный морской путь в удобный стратегический транспортный коридор. Для судоходных компаний СМП открывает возможность участия в международных энергетических проектах и осуществления грузовых транзитных, каботажных, мультимодальных перевозок, позволяет увеличить количество рейсов и ускорить доставку грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. В 2019 году СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» прошел Северным морским путем, доставив сжиженный природный газ из Хаммерфеста в Норвегии в Порёнг в Южной Корее за 19 дней. Это на 30% быстрее по сравнению с судоходным маршрутом через Суэцкий канал. Благодаря такой экономии объем перевозок по СМП стремительно растет. С 2014 г. по 2020 г. он вырос более чем в 8 раз: с 4 млн тонн до 33 млн. Правительство России планирует выйти на уровень в 80 млн тонн к 2024 г. Одно из ключевых условий в успешном достижении этого показателя – активное развитие российского ледокольного флота.
Царство льда и океан возможностей
Россия – единственная страна в мире, которая обладает развитым атомным ледокольным флотом. Его поступательное развитие на протяжении нескольких десятилетий способствовало освоению Арктики.
В 1970-1980 гг. СССР в кратчайшие сроки построил мощный флот геофизических и буровых судов, а также атомных ледоколов. Первый атомный ледокол «Ленин» спустили на воду в декабре 1959 года, после была серия из шести судов с головным ледоколом «Арктика». Позднее введены в эксплуатацию два атомных ледокола типа «Таймыр», отличавшиеся уменьшенной осадкой, которая позволяла им обслуживать суда, следующие по СМП с заходом в устья сибирских рек. Со временем часть советских атомных ледоколов вывели из эксплуатации и отправили на утилизацию, остальные до сих пор продолжают работать в Арктике.
Российский арктический флот в целом благополучно пережил кризис судостроения, последовавший за распадом СССР. Суда для арктического региона постоянно совершенствовались, структура флота развивалась. Были построены уникальные, технологически сложные, арктические суда: танкеры, газовозы, линейные и портовые ледоколы, суда снабжения, суда обеспечения и т.д. Сегодня этот флот работает в бассейнах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей, в портах Сабетте, в Новом Порту и других стратегически важных точках Арктики.
Использование современных российских и международных технологий, передового опыта и лучших наработок в области судостроения позволили российском арктическому флоту перейти к строительству ледоколов следующего поколения и выйти на принципиально новый уровень. Так, за 20 лет компания Совкомфлот создала самый мощный в мире флот ледового класса, оборудованный пропульсивными установками Azipod, которые значительно повышают ледопроходимость, маневренность и скорость судна. В 2020 г. был заложен самый мощный в мире атомный ледокол «Россия» проекта «Лидер». Ледокол, специально разработанный для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, будет оснащен двумя ядерными реакторами РИТМ-400 тепловой мощностью 315 МВт каждый, с общей мощностью на валах 120 МВт.
Самый хрупкий механизм
Реализацию крупных проектов на Севере и развитие современного арктического флота нельзя рассматривать в отрыве от сохранения уникальной экологической системы региона. Всплеск промышленной активности создает новые риски для хрупкой окружающей среды Арктики, которая относится к самым уязвимым регионам мира. Только чрезвычайно внимательное отношение к вопросам охраны окружающей среды, комплексная оценка рисков, применение «зеленых» технологий при реализации арктических проектов позволят сохранить богатейшую флору и фауну этого региона, некоторые представители (например, нарвал, атлантический морж и гренландский кит) которой уже находятся под угрозой вымирания.
Экологические вопросы Арктики невозможно решить без тесного сотрудничества и эффективного взаимодействия стран, имеющих интересы в регионе. Совместная работа над вызовами и научно-исследовательскими проектами, применение передовых технологий и наработок, использование богатейшего опыта прошлого - все это взаимосвязанные факторы успеха развития Арктики и Северного морского пути, в частности.
Одним из шагов в этом направлении может стать переход на технологии, позволяющие снижать углеродный след. Некоторые страны исследуют возможности применения таких возобновляемых источников энергии, как солнце и ветер, для генерации электричества в населенных пунктах Арктики. На платформе «Приразломная» в Печорском море применяется комплекс современных технологических решений, позволяющий максимально снизить уровень воздействия на арктическую природу. По технологии «нулевого сброса» буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и утилизируются. Вода для технологических нужд забирается через специальные рыбозащитные устройства.
Финляндия для сокращения выбросов с судов, среди прочего, применяет специальную роторную систему. Она установлена на 25-30% судов и позволяет преобразовывать энергию ветра в механическую энергию. В 2016 г. Финляндия построила ледокол Polaris, работающий на двухтопливных, дружественных окружающей среде двигателях. В качестве топлива используется судовое дизельное топливо с низким содержанием серы и сжиженный природный газ. Россия также намерена сокращать вредные выбросы на транспорте за счет реализации проекта гибридных судов нового экологического класса и продвижения программы «зеленого» судоходства в Арктике, в т.ч. на основе СПГ. Так, в 2018 году «Совкомфлот» приступил к эксплуатации первых в мире крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, использующих СПГ-топливо в качестве основного.
От сегодняшних действий в освоении Арктики зависит, каким будет ее будущее. Арктический регион - отличная площадка для совместной работы стран, российских и международных компаний. Арктика должна стать территорией партнерства в сфере «зеленых» технологий, где масштабно применяются экологически чистые автономные атомные и альтернативные источники энергии, хладостойкие конструкционные и биогибридные функциональные материалы, технологии по утилизации отходов и экологической реабилитации арктических территорий. Крупный бизнес уже берет или должен взять на себя ответственность за режим природопользования, охрану окружающей среды, мониторинга загрязнения и развитие систем ликвидации аварийных разливов. Это включает в себя и замкнутый производственный цикл, контрольза поставщиками, соблюдение требований по утилизации в результате производственной деятельности и т.д. А также привлечение лучших мировых практик. Только так мы сможем сохранить уникальную экологическую среду региона вместе с ее активным развитием.
Автор: С. Шевчук, руководитель подразделения «Морская промышленность» ABB Россия