USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.78

-0.19

Природный газ 2.926

-0.01

4 мин
...

Время "нефтяных пятен"

Торей Кэньон, Амоко Кэдиз, Экссон валдиз, Эрика и сегодня Престиж. Столько названий, принесших много горечи. "Cвободный человек, ты всегда лелеял море?", - говорил Бодлер. В действительности, владельцы морского транспорта его так часто загрязняли, пока не спровоцировали наихудшие экологические катастрофы: с 1967 года, 50 кораблекрушений явились следствием розлива нефтяных пятен.

Время "нефтяных пятен"

Торей Кэньон, Амоко Кэдиз, Экссон валдиз, Эрика и сегодня Престиж? Столько названий, принесших много горечи. "Свободный человек, ты всегда лелеял море?", - говорил Бодлер. В действительности, владельцы морского транспорта его так часто загрязняли, пока не спровоцировали наихудшие экологические катастрофы: с 1967 года, 50 кораблекрушений явились следствием розлива нефтяных пятен.


Катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны все новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера Трансхерон, имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первую неделю вытекло 3500 т нефти! Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей.
В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании Галф ойл (США) из танкера Афран зодиак водоизмещением 210 тыс.т вылилось 450 т нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и побережье на протяжении 35 км.


В феврале 1976 г. на танкере Сан-Петер, совершавшем под либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс.т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км.
В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер Олимпик брейвери водоизмещением 275 тыс.т - собственность компании, основанной греческим магнатом А. Онассисом. Чудовищное мазутное месиво затопило берега некогда живописного французского о-ва Уэссан. Правительство было вынуждено привлечь военно-морские силы и саперные подразделения для очистки побережья острова, растительности и животному миру которого уже нанесен непоправимый ущерб.
В январе 1977 г. танкер Арго Мерчент длиной 182 м сел на мель у берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.л темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером 240х60 км.
В 1977 г. - катастрофа с танкером Айринз Челленджер и 20 млн.л нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара на борту танкера Хэвайан патриот в северной части Тихого океана ?потеряно" 90 тыс. т нефти.
1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов Бретани. Американский супертанкер "Амоко Кадис" наскочил на рифы, вылив в море 230 тыс.т нефти.


Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий танкер Глобус Асини. Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс.т нефти.


В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер ?Кастилло де Бельвер". Судно затонуло, выпустив в воды океана 250 тыс.т нефти.


У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер Баия параисо с 1 тыс.т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер Экссон валдиз по вине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс.т нефти. Образовалось нефтяное пятно площадью до 800 км2. Акватория пролива Принц Уильям была объявлена ?зоной бедствия". На борьбу с загрязнением были брошены ВМС США. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти на помощь. Тем не менее, по словам газеты ?Вашингтон пост", эта авария грозит ?потенциальной экологической катастрофой", последствия которой трудно предугадать.
В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс.т нефти. Нефтяная пленка покрыла реку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в районе 50 км ниже западно-германской столицы.
В апреле 1989 г. индийский танкер Канченджунга налетел на рифы в Красном море в территориальных водах Саудовской Аравии- в 5 км от порта Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс.т нефти.


Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжать. И каждый раз сценарий повторяется. Корабли очень часто в плохом состоянии, что делает их рейды крайне опасными. Непростые взаимоотношения между судовладельцами, низкооплачиваемым экипажем, политическими властями, не желающими давать окончательных ответов, в результате ? тысячи тонн углеводородов находят свое пристанище в водах океана, дрейфуя там по несколько недель. Кораблекрушение Престиж, произошедшее у берегов Галисии на северо-западе Испании еще раз подтвердило это. Огромное пятно мазута, вылившегося из резервуаров затонувшего танкера, уже находится у самого берега. После тридцати лет разного рода крушений и нефтяных пятен, начиная с катастрофы танкера Амоко Кэдиз (1978), которая стала ?показательной?, ученые сегодня как никогда понимают бедственные последствия для окружающей среды.


При катастрофе нефть, состоящая из сотен молекул, главным образом углеводородных, не растворимых в воде, распространяетя по поверхности воды. Под действием волн и течения нефтяное пятно разделяется на множество частей. Летучие фракции такие, как газ (метан, этан, бутан) или растворимые вещества (бензол, толуол) в первые часы катастрофы испаряются. Такая дисперсия зависит от состава нефти: в случае Amoco Cadiz 45% сырой нефти испарилось с поверхности менее, чем за шесть месяцев. И невозможно с точностью определить степень разрушения атмосферы.
В настоящее время 7-8 т нефти из каждых добываемых 10 т доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например, через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000 судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно они возросли в 70-80-х гг. Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общим водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У берегов Западной Европы потерпел аварию супертанкер Torrey Canyon , в море попало 120 тыс.т нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90 % морских птиц этих районов.
Для восстановления морской флоры и фауны в среднем требуется семь-девять лет. И понятно, что более концентрированные во времени катастрофы с последствиями в виде разливающихся нефтяных пятен, не способствуют полноценному восстановлению морской среды.



Автор: Сергей Занин