Три точки роста дефицита кадров | Neftegaz.RU
...

Три точки роста дефицита кадров

Исполнительный директор ЗИТ "Россильбер" Ильшат Хафизов о том, как решить проблему нехватки высококвалифицированных специалистов в химотрасли

Три точки роста дефицита кадров

В последние годы во многих наукоёмких сферах производства, в химической промышленности наблюдается тотальный дефицит молодых кадров. Требуются хроматографисты, химики-технологи, органики-синтетики, химики-аналитики, разработчиков рецептур, руководители лабораторий. Давайте попробуем разобраться, что привело к формированию этой кадровой ямы, насколько она глубока и можно ли из нее выбраться.  

Фактор №1

Дефицит кадров в промышленности начал формироваться во времена развала СССР, когда техническое образование перестало быть престижным: молодежь захотела стать бизнесменами, юристами и экономистами. Было открыто большое количество гуманитарных коммерческих вузов, в то время как число государственных учебных учреждений по подготовке технических специалистов стремительно сокращалось. В итоге в системе образования возник дисбаланс, который существует и сейчас: из 741 функционирующего на данный момент университета, технических — меньше половины. Специалистов для химической отрасли готовят порядка 20 вузов, сильнейшими из которых традиционно считаются Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Казанский федеральный университет и РХТУ им. Менделеева. Последний примечателен тем, что является единственным в стране вузом, где готовят химиков-технологов — тех, кто помимо фундаментальных исследований может заниматься прикладными разработками или их внедрением у заказчиков. Благодаря работе этих вузов химическая промышленность ежегодно пополняется новыми кадрами, но их количество не закрывает потребность отрасли в целом: специалистов требуется в разы больше.

Возьмем, для примера, одну из крупных, активно развивающихся отраслей промышленности — лакокрасочную. В России в этой сфере работает 130 крупных и средних предприятий и около 1000 мелких. Ежегодный запрос ЛКМ-отрасли составляет порядка 300-400 специалистов высокой квалификации. Подготовкой кадров для этого сектора занимаются в стране всего два вуза: РХТУ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Суммарно они выпускают в год 75 специалистов. Получается, спрос превышает предложение в 5 раз. Со слов профессора кафедры химической технологии полимерных композиционных лакокрасочных материалов и покрытий РХТУ Михаила Квасникова, «…в последние годы востребованность в узких спецах настолько высока, что российские компании часто буквально забирают весь выпуск». Сейчас вопрос нехватки кадров для ЛКМ-отрасли частично решается привлечением химиков из смежных сфер: они проходят обучение, курсы повышения квалификации, в которых получают базовые знания, позволяющие им двигаться дальше.

Фактор №2

Второй фактор, способствующий росту дефицита кадров – расхождение теоретических знаний выпускников с технологическими процессами производств. Многие промышленные предприятия до сих пор работают на оборудовании 70-80-х годов прошлого века и остро нуждаются в модернизации. Молодой специалист с багажом передовых знаний, оказавшись на таком производстве, не знает, как «подружить» современные технологии с морально и физически устаревшей технической базой предприятия.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать адаптация – прохождение практики на производстве в течение всего периода обучения. В России есть сфера, где такой подход давно реализован - это медицинское образование. Студенты-медики проходят практику с первого курса, и к концу обучения являются практически готовыми специалистами.

Поставить на рельсы тему с практикой должны те, кто больше всего заинтересован в новых кадрах - сами предприятия. Необходимо их тесное взаимодействие с вузами: проведение презентаций компаний в университетах, экскурсии и стажировки студентов на производственных площадках, организация летней практики. Это касается как отраслевых гигантов, так и частных инновационных компаний, готовых вкладываться в талантливую молодежь, создавая необходимые условия для их профессионального роста. К примеру, компания «Россильбер» уже не первый год успешно взаимодействует в этом ключе с РХТУ: студенты-химики проходят стажировку под руководством опытных наставников, осваивают сложное высокотехнологичное оборудование, лучшим предоставляется уникальная возможность принять участие в крупных проектах по разработке инновационных продуктов. 


РХТУ


Фактор №3

Третий негативный фактор – отток лучших умов за рубеж. Интеллектуальная эмиграция из России в последние 10 лет демонстрирует рост: по данным РАНХиГС в развитые страны ежегодно уезжает около 100 тыс. высококвалифицированных специалистов, в число которых входят и молодые люди. Западные компании активно ведут «охоту» на талантливых российских студентов: уже на 2-3 курсе им поступает предложение пройти стажировку за рубежом и многие соглашаются. Германия, Финляндия, США предлагают аспирантуру со стипендией, позволяющей вполне комфортно жить в этих странах. По ее завершении подавляющее большинство устраивается в крупные иностранные компании и остается жить за границей. В итоге новые продукты, разработанные за рубежом нашими одаренными ребятами, российский рынок вынужден покупать по ценам втрое выше, чем если бы они были разработаны и произведены в России.

Резюме

Замедлить отток лучших умов за рубеж может активная работа наукоёмких компаний с профильными вузами, производственная практика на предприятиях, создание комфортных условий для работы, трудоустройство молодых специалистов с достойным уровнем зарплаты. Глобально же решить вопрос с дефицитом высококвалифицированных кадров можно лишь с помощью государства: отечественному химпрому нужен свой национальный проект, включающий в себя стимулирование малого и среднего бизнеса, значительное увеличение финансирования научной деятельности, повышение заработной платы научных сотрудников, предоставление им особых льгот и гарантий и пр. Только такой комплекс мер поможет изменить ситуацию в лучшую сторону.