Рост интереса к экосистемам объясняется появлением технологий, обеспечивающих возможность множеству участников каких-либо процессов взаимодействовать в контексте их деятельности и мгновенно предоставлять любым заинтересованным сторонам необходимую информацию. Речь идет об облачных технологиях и Интернете вещей. Крупнейшие игроки предлагают «цифровые платформы», призванные обеспечить сбор, передачу и анализ данных, генерируемых подключенными устройствами, а также повысить качество принимаемых технических и финансово-экономических решений. При этом за скобками остается тот факт, что ни одна такая платформа не является монолитом и самостоятельной ценностью, так как такое решение не существует само по себе, а является частью более широкой экосистемы и увязано с десятками решений сторонних производителей. Крупнейшие игроки не говорят о том, что элементы даже их собственных решений – это чаще всего купленные у сторонних компаний и слабо-интегрированные решения, которые требуют серьезных инвестиций в интеграцию и внедрение. За разговорами о новых технологиях теряется очевидный факт, что эффективное применение этих технологий требует кардинального сдвига в организационных практиках. Оказывается, что «пользователи» новых технологий должны перестать быть потребителями, у которых на выбор есть десять-двадцать примерно одинаковых товаров, а занять про-активную позицию и принимать «технические» решения, от которых будет напрямую зависеть их выживание.
Цифровизация означает сразу несколько очевидных вещей, которые, остаются практически вне обсуждения:
- Изменение управленческих практик
- Переход от документоцентричного к датацентричному подходу
- Единая модель данных
Изменение управленческих практик
Оказывается, что прежние методики управления, ориентированные на иерархические структуры управления, не позволяют повысить эффективность компании и максимально воспользоваться преимуществами новых технологий. Чтобы добиться успеха в эпоху платформ и экосистем, руководители должны изменить свою деятельность на множестве уровней. Новой практике управления нужна новая теория управления, ориентированная на системный взгляд и целостный подход. И начать стоит с избавления от механистической модели «ресурсы-процесс-результат». Место такой модели должен занять динамический и эволюционный взгляд на то, почему возможности организации возрастают и как они могут культивироваться. В ситуации, когда деятельность множества компаний переплетена, и их успешность взаимно-обусловлена, старые инструменты и подходы более не работают. Новый экосистемный подход должен быть внедрен в инжиниринг, производство, закупки, бухгалтерию.
Переход от документоцентричного к датацентричному подходу
Как внутри компании, так и между контрагентами всё взаимодействие сейчас происходит с помощью документов. Линии разграничения полномочий между сотрудниками, департаментами и организациями также проходят по документам. Даже если документы переведены в формат PDF и сохранены на сервере, они остаются документами. Полный переход к датацентричному подходу означает изменения практически во всех сферах деятельности компаний от заключения договоров с заказчиками и поставщиками до взаимодействия между сотрудниками и подразделениями внутри компании. Последние 10-15 лет все крупные компании занимались внедрением систем документооборота, и когда механизм запущен, нужно начинать все сначала. Понятно, что такой слом ни один CIO не захочет обсуждать добровольно. Таким образом, мы возвращаемся к изменению управленческих практик. Такие изменения тем более необходимы в ситуации, когда основным ресурсом для роста эффективности экономики в целом, целых отраслей и отдельных компаний является не новые физические процессы, а организационные процессы и информационные потоки.
Единая модель данных
Для того чтобы участники экосистемы могли взаимодействовать друг с другом в цифровом формате, процесс должен быть единым для всех участников. Одна и та же сущность должна единообразно восприниматься любым участником системы без дополнительных шагов вроде специального согласования терминов, открытия и чтения документов. Данные об этой сущности должны быть доступны для немедленного использования приложениями, визуализирующими данные для людей, а также программными или аппаратными роботами, выполняющими отдельные задачи в рамках процесса создания добавочной стоимости. Чтобы такой подход работал, необходимо создать и поддерживать модель данных, которая будет принята всеми участниками экосистемы. В настоящее время не существует готовой модели данных, охватывающей все аспекты промышленных или гражданских объектов, но в целом ряде направлений движение уже началось. Так, в тематике BIM существует стандарт IFC, развиваемый и поддерживаемый ассоциацией BuildingSmart. Эта ассоциация и сам стандарт обязаны своим появлением правительству Великобритании. IFC2x3 достаточно хорошо описывает строительную часть и практически не затрагивает системы автоматизации. Самый современный формат – IFC4 – добавил некоторое количество классов, касающееся автоматизированных систем, при этом у многих из них отсутствуют какие-либо специфические свойства (properties). В настоящий момент, количество доступных в IFC4 классов всё еще на два порядка (в сотни раз!) ниже того, что требуется, чтобы описать современные и перспективные системы автоматизации и роботизации. Без поддержки систем, ключевых для цифрового мира будущего, IFC не сможет быть единой моделью данных.
В части автоматизированных систем существует платформо-независимый стандарт AutomationML, основным движущим фактором которого является немецкая автомобилестроительная отрасль. Тем не менее, данный стандарт принят и используется большинством ведущих производителей программируемых логических контроллеров. Несмотря на далеко-идущие планы AML не может служить пока единой моделью данных для автоматизированных систем. Реально в мировом автомобилестроении, пищевой, фармацевтической и многих других отраслях стандартом для автоматизированных систем де-факто является проприетарная модель данных EPLAN, которая включает более 1600 классов со всеми требуемыми специфическими свойствами. Такое положение сложилось потому, что компания EPLAN -– единственный игрок на рынке, жестко контролирующий свою модель данных и обеспечивающий её преемственность и единство у всех своих пользователей. Такой подход требует существенных ресурсов и компания EPLAN – единственный игрок на рынке промышленной автоматизации, который располагает требуемыми ресурсами, превосходя ближайшего конкурента по объему бизнеса в свой специфической нише как минимум в семь раз (!). Сама ниша при этом невелика и не может прокормить более чем одного крупного игрока, так как сложность требуемых решений делает необходимые инвестиции в R&D практически не-окупаемыми для всех, кроме ведущей компании. Конкуренты должны либо принять модель данных лидера (что уже происходит с некоторыми игроками), либо смириться со стагнацией своего бизнеса (что видно по целому ряду других игроков). В этой связи понятен интерес крупнейших мировых производственных компаний к долгосрочному сотрудничеству и созданию экосистемы в такой сфере, где стандартная конкуренция более не возможна.
Заключение
Касаясь цифровизации, мы говорим ни много ни мало о фазовом переходе – существенном изменении в экономике, социальной среде, поведенческих моделей большого круга людей. Выбор, который делается сейчас – это выбор между
- реальным повышением эффективности всей экономики в целом (т.е. фазовым переходом), которое базируется на качественном улучшении взаимодействия между людьми, повышения уровня организованности человечества или, если угодно, на резком снижении энтропии в экономике
- переходом к нео-стимпанку, когда новые технологии не влияют на эффективность экономики, а используются лишь для решения локальных задач, вроде повышения контроля за низкоквалифицированными работниками.