Американская компания Chevron выразила надежду, что уже на этой неделе будет принято решение о дате официального открытия экспортного трубопровода КТК /Каспийского трубопроводного консорциума/ "Тенгиз - Новороссийск".
По словам заместителя председателя правления Chevron Ричарда Мацке, члены КТК должны еще завершить все "бумажные" работы по заключенным соглашениям о транспортировке сырья на мировые рынки. Уже в пятницу на заседании партнеров будут обсуждены итоги проведенных работ, а также принято решение о дате официальной церемонии.
На первых порах по КТК будет экспортироваться 560 тысяч баррелей нефти в день. В дальнейшем этот показатель возрастет до примерно 750 тысяч баррелей , а к 2014 году - до 1,3 млн. баррелей.
Но нужно заметить, что проектная мощность КТК составляет около 560 000 баррелей в сутки. Так что, увеличение экспорта нефти сначала до 700 000 , а затем и до 1,3 млн. баррелей в сутки вызовет определенные технические проблемы. Также возникает вопрос, какова же роль России в данном проекте? Россия имеет определенную долю в КТК и поэтому имеет право претендовать на получение некоторых доходов от экспорта казахской нефти через систему КТК. В этом и заключается главная выгода для России. Однако запуск в эксплуатацию системы КТК, по которой экспортироваться будет главным образом нефть, принадлежащая ?Тенгизшевройлу?, является не очень радостным событием для российских экспортеров ?черного золота?. Данное событие означает выход на мировой рынок нефти мощного уже сейчас и крупнейшего в будущем экспортера.
Напомним также, что в КТК доля России составляет 24 проц., Казахстана - 19 проц., Омана - 7 проц.. Еще 50 проц. акций делят между собой американские Chevron /15 проц./, Mobil /7,5 проц./, Oryx /1,75 проц./, российско-американское СП LUKArco B.V. /12,5 проц./, российско-британское СП Rosneft-Shell /7,5 проц./, итальянская Agip /2 проц./, британская BG /2 проц./ и Kazakhstan Pipeline Ventures /1,75 проц./.
Neftegaz.ru