Напомним, что в Консорциум входят - Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15 %), LUKARCO B.V. (12,5% ), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Agip International (2%), BG Overseas Holdings Limited (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures L.L.C. (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline L.L.C. (1,75%). В начале по КТК планируется экспортировать 560 тысяч баррелей нефти в день. В дальнейшем этот показатель должен возрасти примерно до 750 тысяч баррелей, а к 2014 году - до 1,3 млн. баррелей. Протяженность нефтепровода составляет 1580 км. Стоимость трубопровода - $2,6 млрд., на его планирование и прокладку - от гигантского казахского нефтяного месторождения Тенгиз к российскому черноморскому порту Новороссийск - ушло около восьми лет.
Строительство самого трубопровода было окончено еще 26 марта 2001 г., но загрузка танкеров нефтью так и не началась.
Ранее пуск нефтепровода намечался на май, конец июня, затем на июль, на 6 августа, на 2 сентября. Сейчас установлена дата 20 сентября. Возникает вопрос: в чем причина задержки?
Многомиллиардный проект остановился. Почему?
Caspian Pipeline Consortium (КТК)
Есть только одна причина
Проблемы
Российский реванш?
Caspian Pipeline Consortium (КТК)
Напомним, что в Консорциум входят - Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15 %), LUKARCO B.V. (12,5% ), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Agip International (2%), BG Overseas Holdings Limited (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures L.L.C. (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline L.L.C. (1,75%). В начале по КТК планируется экспортировать 560 тысяч баррелей нефти в день. В дальнейшем этот показатель должен возрасти примерно до 750 тысяч баррелей, а к 2014 году - до 1,3 млн. баррелей. Протяженность нефтепровода составляет 1580 км. Стоимость трубопровода - $2,6 млрд., на его планирование и прокладку - от гигантского казахского нефтяного месторождения Тенгиз к российскому черноморскому порту Новороссийск - ушло около восьми лет.
Строительство самого трубопровода было окончено еще 26 марта 2001 г., но загрузка танкеров нефтью так и не началась.
Ранее пуск нефтепровода намечался на май, конец июня, затем на июль, на 6 августа, на 2 сентября. Сейчас установлена дата 20 сентября. Возникает вопрос: в чем причина задержки?
Первоначальной версией была задержка в прокачке нефти от Тенгиза до Новороссийска. Действительно процесс транспортировки до конечного пункта назначения занимает довольно много времени. Среди других причин называлась задержка по причине несогласованности даты между главами и представителями правительств государств, участвующих в проекте. Также повлияли затянувшееся строительство и модернизация некоторых нефтеперекачивающих станций. Но вряд ли только технические проблемы стали причиной данной задержки ? слишком значительны участники КТК и велика стоимость проекта. В последнее время начинает вырисовываться политическая подоплека существующих затруднений в реализации данного проекта.
,Проблемы, возникающие на российском участке нефтепровода, естественно могут повредить интересам производителей и экспортеров, работающих на Тенгизе. Судя по всему, это уже происходит - еще до того, как нефтепровод начал работать Причиной проблем является, как отмечают иностранные издания, ?обычная для России смесь бюрократической неразберихи и близорукого стремления к нечестной выгоде?. Все это наносит ущерб как деловым партнерам, так и российской стороне. Причем, главным образом, ущерб наносится российским компаниям, участвующим в международных проектах. Жесткие действия Москвы нанесли этому проекту - а также и без того достаточно шаткой репутации России среди международных инвесторов - тяжелый урон.
Консорциум был вынужден прекратить заполнять трубопровод в тот момент, когда первая партия нефти достигла границы Казахстана и России. График был сорван на несколько месяцев из-за двух российских проблем. А это, скорее всего, повлечет за собой сруб графика производственных работ на Тенгизе, в результате чего консорциум понесет убытки.
,Первая сложность заключается в несогласованности механизма распределения экспортных прибылей между сторонами консорциума. Новороссийск давно является экспортным терминалом Urals Blend, смеси нескольких видов нефти с разных российских месторождений и разного качества. По трубопроводу КТК транспортируется высококачественная нефть с Тенгиза. Разность качества создает существенный дифференциал цены. В Новороссийске казахская нефть должна смешиваться с российской нефтью и экспортироваться на международные рынки в виде новой каспийской смеси - CPC Blend.
В таких ситуациях нефтяные компании пользуются особым механизмом распределения экспортных прибылей между производственными компаниями, продукция которых используется при создании смеси ? так называемым банком качества. Каждому производителю выплачивается компенсация в соответствии с качеством и текущей ценой его нефти, которая может быть выше или ниже средней цены смеси.
Западные компании, участвующие в консорциумах КТК (CPC) и ?Тенгизшевройл?, и Казахстан давно четко дали понять, что банк качества - обязательное условие их участия в проекте. Но российская сторона не торопилась его вводить, ей удалось официально закончить строительство нефтепровода при отсутствии такого механизма, и она продолжает чинить препятствия. Российское правительство и российские собственники нефти низкого качества пытаются получить несправедливые прибыли за счет экспорта нефти более высокого качества.
Вторая проблема связана с таможенными пошлинами и налогами. Пока не подписано соглашения о российских таможенных пошлинах на нефть, пересекающую казахско-российскую границу, и налоговом режиме на российском участке трубопровода, а официальные заявления по этому вопросу не вносят ясности. Американские и казахские члены обоих консорциумов пытаются как можно скорее подписать соглашение о транспортировке нефти по российской территории. Кроме того, они призывают российское правительство дать Государственному таможенному комитету указание соблюдать прежние договоренности о налогообложении на границе и подписать специальное соглашение, в котором был бы четко прописан регуляционный режим для транзита нефти. Но российская таможня чинит препятствия ? и, как считают иностранные участники проекта, по указанию правительства.
Запутанную ситуацию усугубляют обычные для России с ее несовершенным правовым климатом столкновения интересов. Российское правительство владеет 24% акций КТК (CPC) и вместе с мелкими акционерами может оказывать серьезное влияние на решения консорциума. В то же время российская государственная монополия ?Транснефть? - владеющая самой крупной сетью нефтепроводов в мире - считает CPC своим конкурентом
и лоббирует против проекта.
,Россия, исторически лишившаяся доступа к огромным казахским нефтяным резервам, смогла вмешаться в ситуацию в качестве главного транзитного государства для этой нефти. Россия хочет заработать на этом транзите и воспользоваться различными побочными выгодами.
Исходя из этого, российское правительство пытается поднять цену для консорциума ?Тенгизшевройл?. Как заявил премьер-министр Михаил Касьянов при встрече с главой правительства Казахстана, решение проблем КТК ?тесно связано? с целым рядом других проблем. В частности, по словам Касьянова, с принятием российских предложений о юридических правах каспийских государств на нефтяные и газовые месторождения этого региона, и о выборе экспортных маршрутов.
Chevron, другие нефтяные компании и правительство Казахстана рассматривают возможность присоединения к проекту строительства трубопровода Баку (Азербайджан) - Джейхан (Турция), по которому можно было бы экспортировать каспийскую нефть. Это помогло бы реализовать задачу создания ?множественных трубопроводов?. По нашему же мнению, строительство трубопровода Баку ? Джейхан уже является экономически нецелесообразным.
Действиями в каспийском регионе Россия стремиться расширить сферу влияния и получить дополнительные выгоды, пользуюсь своим географическим положением. Мы считаем, что данная линия поведения вполне оправдана. Но большие сомнения вызывают способы реализации поставленных целей. Совершенно очевидно, что подобными действиями правительство наносит ущерб российской экономике, нуждающейся в капиталовложениях. Таким образом, следует оценить выгоды и последствия, которые могут быть при подобной политике осударства.