Китайский проект- берет свое начало с февраля 1999 г, когда в Москве прошла IV регулярная встреча глав правительств России и Китая.
В рамках этой встречи было подписано соглашение о сотрудничестве государств в области энергетики. И проект строительства нефтепровода стал основой данного соглашения.
В сентябре в рамках визита в Россию Премьера Госсовета КНР подписано было генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования строительства нефтепровода из России в Китай. Соглашение с российской стороны подписали Министерство энергетики, ОАО Транснефть и НК ЮКОС, с китайской - Госплан КНР и Китайская национальная нефтегазовая компания (КННК). Предварительно ЮКОС, Транснефть и КННК подписали соглашение о разработке технико-экономических расчетов проекта строительства трубопровода. Уже к январю прошедшего года рабочая группа, состоящая из представителей трех компаний, закончила подготовку ТЭР. Расчеты подтвердили техническую возможность и экономическую эффективность реализации проекта строительства трубопровода Россия - Китай и стали базой для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.
В течение 2000 и первой половины 2001 г. российская сторона вела переговоры об определении формулы цены, по которой будет продаваться нефть в Китай и маршрута, по которому пройдет нефтепровод.
По решению Правительства РФ с российской стороны переговоры вел ЮКОС, назначенный также координатором поставок российской нефти в Китай, и -Транснефть-.
В июле 2001 г. премьер министр РФ Михаил Касьянов и прибывший с визитом в Россию председатель КНР Цзян Цземинь подписали межправительственное соглашение -Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования строительства нефтепровода Россия-Китай.
Через два месяца было подписано генеральное соглашение о разработке ТЭО строительства нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин и определены формы гарантий по поставкам нефти и согласованы объемы поставок российской нефти на срок 25 лет.
По мнению главы ЮКОСа Михаила Ходорковского - соглашение по ТЭО стало важным этапом в развитии сотрудничества между российскими и китайскими нефтяными компаниями.
Данное соглашение отвечает интересам обеих сторон: Россия открывает новое направление экспорта нефти и новые рынки ее сбыта, Китай диверсифицирует источники энергоресурсов для удовлетворения быстрорастущего спроса на электроэнергию.
По соглашению, к июлю 2002 г будет завершена подготовка раздела ТЭО по обоснованию инвестиций, включая точную стоимость строительства, детальный расчет тарифов и организационно - правовую форму сотрудничества.
К июлю 2003 г ЮКОС, -Транснефть- и КННК намерены согласовать рабочие чертежи и привязку к местности в рамках ТЭО проекта. Строительство же запланировано на период 2003 - 2005 г г Таким образом, процесс подготовки документации к проекту займет больше времени, чем само строительство. Как заметил
Организационно правовая форма проекта будет определена в процессе разработки ТЭО не позднее июля 2002 г Стоимость ТЭО российского участка трубопровода составляет около 30 млн. долларов. По соглашению, к участию в проекте кроме НК ЮКОС могут присоединиться и другие компании, если они предоставят соответствующие гарантии по фиксированному объему поставок, ресурсной базе и качеству нефти.
Предварительная стоимость нефтепровода протяженностью 2400 км. оценивается в 1,7 млрд. долларов. Причем китайская сторона выразила желание самостоятельно финансировать строительство китайской части нефтепровода.
Завершить строительство трубопровода планируется в 2005 г, после чего предполагается его сдача в эксплуатацию. На первом этапе (2005 - 2010 г г)соглашение предусматривает ежегодные поставки в Китай в объеме 20 млн. тонн, на втором этапе (2010 - 2030 г г) - 30 млн. тонн.
Для исполнения обязательств по поставкам будет использоваться нефть ЮКОСа, который обладает широкой ресурсной базой в Томской области и Красноярском крае. Кроме того, ЮКОС на рынке Китая не новичок: в 2000 г ЮКОС начал поставки сырой нефти в Китай по железной дороге, что в сумме составило 430 тыс. тонн. В нынешнем году НК планирует поставить в Китай около 2 млн. тонн.
,Нефтепровод в Китай чрезвычайно важен для развития экономики Центральной и восточной Сибири. По оценкам специалистов, эти регионы обладают запасами сырой нефти, сопоставимыми со всеми разведанными запасами Западной Сибири и Европейской части России. Однако нефть этих регионов нерентабельна: внутренний рынок не испытывает недостатка в нефти, а экспорт в традиционные страны-импортеры (Западная и Центральная Европа) убыточен из-за существенных транспортных расходов. Вот почему ЮКОС поставил перед собой задачу освоения новых перспективных рынков сбыта - рынки Юго-Восточной Азии.
Интерес Китая к российской нефти объясняется потребностями экономики страны в энергоресурсах. Если в 1994 г импорт нефти составлял 4 млн. тонн, то в 1999 г - 35 млн. тонн. Причем этот показатель будет расти и дальше - по прогнозам Госплана КНР, к 2005 г эта цифра составит 75 млн. тонн.
При таком стремительном росте импорта Китай, естественно, не желает попасть в зависимость от какого-либо одного поставщика нефти (сейчас она импортируется в основном из Персидского залива) и диверсифицирует экспортеров сырья.