Уже в ближайшие дни можно ожидать начало работы каспийского трубопровода (КТК), который является ключевым проектом в этом регионе. Сам раздел каспийской нефти скорее всего затянется на долгие годы, однако уже сейчас можно сказать, что Россия не зря поддерживала Каспийский трубопроводный консорциум.
Уже в ближайшие дни можно ожидать начало работы каспийского трубопровода (КТК), который является ключевым проектом в этом регионе. Сам раздел каспийской нефти скорее всего затянется на долгие годы, однако уже сейчас можно сказать, что Россия не зря поддерживала Каспийский трубопроводный консорциум. Стало известно, что Казахстан, добывающий большую часть нефти в регионе, готов согласовывать перспективы развития добычи энергоносителей с российской стороной
Необходимо отметить, КТК определял не только стратегическое направление транзита казахской нефти, но и инвестиционные приоритеты крупнейших международных нефтяных инвесторов во всем прикаспийском регионе. Трубопровод, на строительство которого затрачено $2,6 млрд (из них 25% - российскими структурами), ориентирует инвесторов на северо-восточное направление, формирование европейско-азиатского энергетического коридора по территории России и вложения в континентальную нефть.
Можно сказать, что в определенном смысле России повезло, поскольку утверждение схемы раздела Каспия между пятью государствами региона на годы стало сложнейшей дипломатической проблемой. А экономическая политика Казахстана, весьма смело раздавшего контроль над своими крупнейшими континентальными месторождениями нефти консорциумам международных инвесторов на условиях СРП, подстегнула строительство трубопровода КТК: именно инвесторы в казахскую нефть выступали его акционерами.
Вероятно, именно поэтому замглавы МИД РФ, спецпредставитель президента по Каспию Виктор Калюжный, в прошлую среду выступивший на открытии международной конференции KIOGE 2001 в Алма-Ате, с иронией заявил участникам конференции: "Делить Каспий можно еще долго, а работать нужно уже сейчас".
Однако, пока представители КТК отказываются называть твердую дату запуска транзита нефти по трубопроводу, в 1560 км трасс которого уже закачано около 1 млн т нефти. Судя по всему, это связано с тем, что крупнейшие акционеры КТК - РФ (24% и 20% у СП западных компаний с ЛУКойлом и "Роснефтью") и Казахстан (19%) накануне запуска КТК стремятся получить для себя максимум выгоды от завершения этого этапа борьбы за околокаспийские энергетические ресурсы.
Наиболее четко свои приоритеты обозначает пока Казахстан. В преддверии запуска КТК, в мае 2001 года, правительство страны консолидировало все активы в области бизнеса транспорта углеводородов в единой госкомпании - ЗАО "Транспорт нефти и газа" (ТНГ), куда вошли "Казтрансойл", "Казтрансгаз" и ряд инфраструктурных компаний. ТНГ практически определяет транзитную политику Казахстана.