USD 99.3759

-0.05

EUR 105.0996

-1.2

Brent 71.9

-0.04

Природный газ

-3.19

...

Реформирование отрасли как способ привлечения инвестиций

Доклад Председателя Правления РАО ?ЕЭС России? Чубайса А.Б. На международном инвестиционном форуме ?Россия: нефть, энергия, прогресс?, 15 марта 2002 г. Ханты-Мансийск Я с удовольствием здесь расскажу о том, что мы запланировали в преобразованиях в нашей компании.

Реформирование отрасли как способ привлечения инвестиций

Доклад Председателя Правления РАО ?ЕЭС России? Чубайса А.Б. На международном инвестиционном форуме ?Россия: нефть, энергия, прогресс?, 15 марта 2002 г. Ханты-Мансийск

Я с удовольствием здесь расскажу о том, что мы запланировали в преобразованиях в нашей компании. О том, в какой стадии этих преобразований мы находимся сегодня. И о том, для чего эти преобразования.
Самой главной целью всей программы реформ, которая разработана и предложена нами, является масштабное привлечение стратегических инвестиций, без которых развитие энергетики, а значит и развитие страны в целом, попросту невозможны.
Для того, чтобы достичь этих результатов, необходимо провести сверхсложную и рискованную, вместе с тем абсолютно необходимую масштабную работу под названием реструктуризация энергетики страны.
Пожалуй, с этого я бы и начал свою презентацию, рассказав вам в нескольких словах о том, в чем суть задуманных и предложенных менеджментом нашей компании идей.
Два с половиной года назад руководство РАО ЕЭС выступило с инициативой масштабной реформы энергетики. Традиционно принято считать энергетику ? естественной монополией, что на самом деле, совсем неверно. В действительности внутри нашей отрасли есть те сектора, которые являются монопольными, а есть сектора, которые моно-польными не являются. Просто по здравому смыслу понятно, что генерация и сбыт ни-какими монополиями по своей экономической или технической природе не являются. И точно так же понятно, что диспетчеризация и сети, это как раз та часть энергетического комплекса, которая является монополией.
Но если это так, то в конкурентных секторах можно и нужно развивать рынок. Необходима либерализация ценообразования. Можно и нужно заставить государство уйти из несвойственной и крайне неэффективной функции установления тарифов. Можно создать реальный рыночный сектор.
Точно так же, как в двух других секторах правильно и естественно усилить роль государства. Правильно и естественно ввести государственное регулирование, понимая, что здесь рынка нет и не будет.
Собственно в этом и заложена вся суть идеи, за которой следуют отделение генерации от сетей, масштабные корпоративные преобразования и сложнейшая программа работ, которые мы начали. Сегодня все то, что предлагалось менеджментом РАО ЕЭС в качестве собственной инициативы, стало уже по сути дела государственной политикой в сфере энергетики.
В июле 2001 г. правительство выпустило постановление, объемный основательный документ, который регламентировал всю сложнейшую, многолетнюю программу преобразований. На базе этого постановления готовится еще несколько постановлений правительства. На днях правительство одобрило пять законопроектов, в том числе поправки к существующим законам в виде Гражданского кодекса, а так же фундаментальный закон ? Федеральный Закон об электроэнергетике, который и задаст всю структуру, всю базу будущей энергетики страны.
Все эти законопроекты, поскольку это только проекты, не сегодня ? завтра будут официально внесены в Государственную Думу. Таким образом, мы рассчитываем за краткий промежуток времени создать всю нормативную основу преобразований.
Как я уже сказал вся эта программа многолетняя, она рассчитана на несколько этапов. Я не стану каждый этап детально описывать, но скажу о том, что начало работы уже в 2002 г. Буквально с этого года начинается та, самая важнейшая целевая составляющая, с которой я начал выступление, а именно инвестиционные перспективы. Мы понимаем, что острота необходимости в инвестициях такова, что просто не можем позволить себе сначала завершить все преобразования, и лишь потом начать разговор об инвестициях. Мы вынуждены, и мы уже делаем это, готовим серьезные инвестиционные проекты прямо в процессе преобразований в энергетике, что конечно осложняет задачу. Тем не менее эта стратегия, которую надо осознать. Ключевая точка на этой оси преобразований 2004 г. ? либерализация оптового рынка. Весной 2004 г. в соответствии с решением правительства и президента в России исчезнет государственное регулирование тарифов на генерацию. С этого момента все формирование тарифов, вся тарифная политика в стране будут определяться рынком, соотношением спроса и предложения.
Естественно, чтобы к этой точке подойти, необходимо провести очень большую, достаточно сложную работу, о которой я и хотел бы вам кратко рассказать. Эту работу можно условно разбить на три части. Часть из них ? это проекты федерального уровня. Другая часть, это создание оптовых генерирующих компаний. И третья часть ? рефор-мирование АО-Энерго ? 72-х энергосистем, основы Российской энергетики.
Рассмотрим каждый из этих трех элементов. Несколько слов о том, что собственно там уже сделано или будет делаться в ближайшее время.
Начнем с проектов федерального уровня. На федеральном уровне предполагается создание, а точнее уже осуществлено создание федеральной сетевой компании (ФСК). ФСК объединит в качестве своих активов все межсистемные линии электропередач, а так же высоковольтные линии электропередач в энергосистемах напряжением свыше 110 киловольт. Именно это в нашем понимании и есть основа технической инфраструктуры оптового рынка. Эта как раз та неконкурентная часть энергетики, которая может и должна быть консолидирована в одну компанию, в которой, в перспективе, возможно увеличение государственного участия. Такая 100%-я компания уже создана. На первом этапе это 100%-я дочка РАО ЕЭС. Дальше она будет преобразовываться в том порядке, о ко-тором я расскажу чуть позже.
Другой федеральный проект, не менее важный, это создание системного оператора. Системный оператор это собственно технический центр, который отвечает за ведущие параметры функционирования энергосистемы в целом, за поддержание частоты электрического тока, осуществления сальдо перетоков, баланса нагрузки, мощности электроэнергии, причем делает это в условиях функционирующего рынка. Системный оператор на первом этапе это тоже 100%-я дочка РАО ЕЭС. Его создание принципиально поддержано. Принято базовое решение, а 29 марта мы рассчитываем на решение Совета директоров о создании системного оператора.
Третий, не менее важный проект на федеральном уровне, это проект администратора торговой системы. Он уже создан и представляет собой основу будущей торговой площадки, где, собственно говоря, и будут заключаться контракты на покупку-продажу электроэнергии. Это, строго говоря, биржа электроэнергии, которая и будет площадкой формирования текущих цен, заключения контрактов на основе которых и будет выстраиваться вся система регулирования в энергетике.
Хочу обратить внимание на то, что администратор торговой системы, в отличие от сетевой компании и системного оператора, это не 100%-я дочка РАО ЕЭС. Идеология совершенно другая. Администратор торговой системы создан всеми участниками рынка. Вместе с нами там атомщики, вместе с нами там крупнейшие потребители. Это некоммерческое партнерство, которое управляется его учредителями уже создано, зарегистрировано, утверждено правление, снимаем помещение, сейчас разворачивается практическая работа по его функционированию. Это и есть три важнейших федеральных проекта: системный оператор, федеральная сетевая компания и администратор торговой системы.
Оптовые генерирующие компании ? второй элемент преобразований. Мы исходим из того, что именно они, именно оптовые генерирующие компании должны будут стать в новой структуре энергетики той самой базовой несущей конструкцией, которая будет создавать конкуренцию. Именно поэтому, формируя состав, оптовых генерирующих компаний, мы в максимальной степени стремились ограничить возможность манипулирования ценой, причем и на локальном, и на региональном, и на федеральном уровне. Мы стремились обеспечить равные стартовые условия, поскольку понимаем, что можно быстро разрушить рынок, если в одну генерирующую компанию упаковать самые эффективные газовые мощности, а в другую самые неэффективные угольные. Условия должны быть у генерирующих компаний сопоставимыми. Вместе с тем, не менее важно обеспечить саму надежность функционирования электроэнергетики в процессе этих преобразований.
Исходя из этих принципов, мы внесли в правительство проект постановления, которое предполагает создание шести крупных, уникальных по масштабу тепловых генерирующих компаний и четырех гидрогенерирующих компаний.
При этом естественно, крупнейшие и эффективнейшие станции Сургутская ГРЭС-1 и Сургутская ГРЭС-2, оказываются в разных генерирующих компаниях. Это и есть обя-зательное условие соблюдения равенства стартовых условий и недопущения регионального монополизма. По этому же принципу сформированы все остальные тепловые компании.
Четыре гидрогенерирующие компаний создаются по условному каскадному принципу.
- Волжско-Камский каскад ГЭС.
- ГЭС Сибири и Дальнего Востока, в которые, скорее всего, добавятся строящиеся станции Бурейская ГЭС и Богучанская ГЭС.
- ГЭС Северного Кавказа, действующие станции и три строящиеся станции которые тоже, скорее всего, окажутся в составе гидрогенерирующей Кавказской компании.
- Загорская ГАЭС.
Эти предложения находятся на завершающей стадии рассмотрения в правительстве. В ближайшее время правительство выносит постановление, а затем начинаем процедуры по формированию будущих конкурентных участников рынка.
Преобразование энергосистем ? третья часть преобразований, о которых я сказал в начале. Базовая идея та же самая. Генерация должна быть отделена от сетей для того, чтобы создать рынок. Это означает, что если сегодня у АО-Энерго есть своя генерация, свои сети и свой сбыт, то дальше начинается двухэтапное преобразование АО-Энерго. На первом этапе реорганизация при которой сети, генерация и сбыт в результате разделения, либо выделения по Гражданскому Кодексу преобразуются в самостоятельные юридические лица. А для того, чтобы обеспечить управляемость в переходном периоде бывший исполнительно-руководящий аппарат энергосистемы преобразуется в управляющую компанию, которая в соответствии с ?Законом об акционерных обществах? берет на себя функции единоличного исполнительного органа и в сетях, и в генерации, и в сбыте. Таким образом, собственность разделяется, а текущее управление сохраняется. Это и есть конструкция, предназначенная для того, чтобы начать преобразования, но сохранить управляемость системой в ходе их осуществления.

Как я сказал, преобразование АО-Энерго ? это два этапа. Здесь назвали первый этап-разделение, а далее, второй этап ? объединение. Мы считаем, что абсолютно необходимо создать крупные энергетические компании, которые будут иметь межрегиональные зака-зы, которые будут достаточно масштабными не только по объему текущей реализации, но и по собственной капитализации, для этого придется объединять, объединять и объе-динять.
В этом объединении базовый тезис, когда генерация из одного АО-Энерго вместе с генерацией с другого АО-Энерго объединится в межрегиональную генерирующую ком-панию. То же самое произойдет с сетями нескольких энергосистем, которые объединятся между собой, скорее всего в очень крупные межрегиональные сетевые компании. В принципе, то же самое может происходить со сбытом, но с той особенностью, что сбыт в этом случае будет обязательным конкурентом и даже, если он объединяется на межре-гиональной основе, в любом случае в этих регионах будут и альтернативные сбытовые компании, конкурирующие с этим сбытом.
Я, собственно, очень кратко описал то, что будет происходить в отдельных частях компаний, что будет происходить с федеральными проектами, что будет происходить с энергосистемами. Естественно, в ходе всех этих преобразований изменится лицо и само-го РАО ЕС.
Как я уже сказал, сегодня в 2002 году в РАО ЕС образуется 100%-я дочка федераль-ная сетевая компания, 100%-я дочка системный оператор, 100%-я дочка оптовая генери-рующая компания. На этом же этапе АО-Энерго преобразуется по базовому варианту, который я только что обрисовал. Создан администратор торговой системы, который уже функционирует.
Дальше к 2004-му году произойдет второй этап преобразований, главное в котором - это, собственно, исчезновение самой компании РАО ЕС в существующем виде. Компа-ния РАО ЕС разделится. Разделится через юридическую процедуру реорганизаций.
Федеральная сетевая компания, выделившись из РАО ЕС, станет самостоятельным юридическим лицом, 52 % государственных, 48% частных.
Системный оператор, выделившись из РАО ЕС, станет самостоятельным юридиче-ским лицом, 52 % государственных, 48% частных.
Оптовая генерирующая компании, сейчас 100 %, точно так же выделится из РАО ЕС, с пропорцией 52% / 48%. А из АО-Энерго образуются межрегиональные сетевые компа-нии и территориальные генерирующие компании, которые будут основой генерации на-ряду с оптовыми генерирующими компаниями, только что описанными.
Я, собственно, попробовал по возможности коротко, конечно, упрощая сложнейшие процедуры, описать Вам тот объем преобразований, который уже начат, который уже реализуется, который будет продолжаться в ближайшее время и, который в 2004 году выведет нас на очень острый этап преобразования создания либерализованного рынка электроэнергии.
В этой работе невозможно сказать, что является более важным, федеральная составляющая преобразований или региональная составляющая преобразований, одно невозможно и без другого бессмысленно. Именно поэтому очень важно скоординировано, и целостно осуществлять эти преобразования.
Кстати говоря, буквально вчера, вместе с А.В. Филипенко и его коллегами из Ямало-Ненецкого округа и из Тюменской области, подписали соглашения, в которых нашли согласованный вариант преобразований в ?Тюменьэнерго?. Согласовали схему, принципы, порядок этих преобразований, и ждем, что и дальше двинемся в таком же согласо-ванном ключе.
Вместе с тем, как уже было сказано, осуществляя все эти преобразования мы долж-ны с самого начала, практически в ходе в ходе преобразований, вместе с преобразованиями, решать задачу под названием привлечение инвестиций. Эта задача очень остра, она касается, практически всех энергосистем страны без исключения и об этой задаче я хотел сказать несколько слов специально.
Реальная ситуация с динамикой установленной мощности в России и динамикой спроса на электроэнергию, соответственно мощности такова. Сегодня очень высокие параметры установленной мощности 214 тыс. МВт составляют резерв по отношению к существующему потреблению, не превышающему 200-203 тыс. МВт. Пока мы живем в условиях резерва мощностей и не испытываем остроты сегодня, конкретно в осенне-зимний максимум при формировании баланса. Вместе с тем налицо факт быстрого устаревания мощностей, налицо факт не только морального устаревания, но и физического выбытия, налицо факт сокращения объемов установленных мощностей, если не добиться кардинального перелома в объеме инвестиций в энергетику.
Синей прямой обозначено падение вниз, это сокращение объема установленных мощностей, даже с учетом продления ресурса действующих станций. Вместе с тем, вы знаете, уже два года мы работаем в условиях роста генерации, растет спрос на электро-энергию, в РАО ЕС растет объем производства, это означает, что потребность в мощностях будет постоянно увеличиваться.
Это увеличение, достаточно быстро лишит нас существующих резервов и поставит в положение, когда объем установленной мощности окажутся просто совпадающими с объемом потребности мощностей. Вслед за этим, если не побороть эту тенденцию, превращение России из энергоизбыточной в энергодефицитную страну со всеми вытекаю-щими из этого последствиями.
Но в РАО ЕС абсолютно убеждены в том, что этого допустить нельзя. Мы глубоко убеждены в том, что радикальный, резкий рост объемов инвестиций в энергетику ? это абсолютная необходимость. Мы считаем, что общий объем потребностей до 50 млрд. долларов. Мы видим распределение этой потребности по регионам.
Кстати говоря, по Сибири и по Уралу, хотя объем установленных мощностей здесь меньше, чем в центре, объем потребностей в инвестициях больше, чем в центре. И самое главное, что мы видим, это то, что существующими инвестициями, существующим положением вещей мы категорически не покрываем и четвертой части того, что реально необходимо.
Что будет сделано в 2002 году, исходя из утвержденной, резко урезанной нам инве-стиционной программы? Общий объем ввода мощностей в этом году по утвержденной правительством инвестиционной программе составит 890 МВт. Что такое 890 МВт для страны? Для сравнения, в СССР, в период с 81-90 годы среднегодовой ввод мощностей составлял 5000 МВт. Китай последние 15 лет вводит 18000 МВт в год. Абсолютно оче-видно, что категорически неприемлемо все положение вещей, существующее сегодня в инвестиционной сфере в энергетике. Оно категорически неприемлемо еще и с учетом того, что в энергетике существует достаточно длительный цикл. В энергетике невозмож-но построить станцию быстрее, чем за 2,5-3 года ? это идеальный вариант. Понятно, что все те решения, которые, может быть мы реализуем сегодня, дадут нам настоящий эф-фект лишь через 3-4-5 лет, не меньше. Именно по этому, мы считаем необходимым, начать подключение инвестиций уже сейчас, и кое-что делаем в этом направлении.
Варианты работы с инвесторами, которые уже сегодня нами реализуются, то, что уже сегодня мы делаем.
Продажа пакетов акций генерации на инвестиционных условиях. Мы завершаем подготовку большого проекта по Загорской ГРЭС, который связан с завершением строительства второго блока на станции. Базовая идея, мы продаем свой пакет акций стратегическому инвестору под условие расчленения инвестиций, которые обеспечат ввод вто-рого блока, а возможно и дальнейшее расширение станции.
Участие в управлении генерирующими компаниями с возможностью их последующей покупки. Это очень интересная схема, которая пока еще практически не объявля-лась, я впервые сейчас о ней расскажу. Очень серьезно её прорабатываем, суть ее состо-ит в следующем. Мы, по-видимому, поступим следующим образом. Создав генерирующей компании, я рассказывал Вам о них, одну или две из них мы выставим на тендер, в котором продаваться будет не собственность, а право на управление этими компаниями. Мы выдвинем требования о том, что в тендере смогут принять участие консорциумы, включающие крупнейшие стратегические компании, работающие в энергетике и имею-щие опыт такой работы, наряду с всевозможными финансовыми российскими компаниями.
Такая схема сейчас прорабатывается. Мы предварительно обсуждали ее в правитель-стве. Я рассчитываю на то, что мы получим поддержку правительства на эти действия. При удачном варианте развития событий к концу текущего, началу следующего года возможно выставление на тендер первых генерирующих компаний именно по такой схеме.
Хотя возможна иная модификация этой схемы. Приведу Вам еще один пример. Северо-западная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Это построенная нами, первая в стране парогазовая станция, действующий блок 450 МВт. Для того, чтобы завершить ее строительство и ввести второй блок 450 МВт, мы выставим станцию на тендер, инвестор, который примет участие, приобретет 25% сразу, плюс к этому, он приобретет опцион на вторые 25% процентов под базовые условия привлечения инвестиций в завершение строительства второго блока и решения финансовых проблем станции. Эта схема обкатана с инвесторами, мы получили принципиальное добро на совете директоров. Этот тендер мы проведем до сентября этого года. Он будет, по сути дела, вообще первым в истории энергетики инвестиционным тендером для российский и иностранных участников. Повторю еще раз, до сентября этого года мы должны его провести.
Другие схемы, в том числе и классическая схема для западных энергетиков IPP, не-зависимых производителей энергии, мы всерьез прорабатываем в основном с нашими западными партнерами. Буквально на прошлой неделе я подписывал протокол с президентом крупнейшей в Германии энергетической компании, которая крайне заинтересованная в этой схеме.
Все эти схемы мы активно прорабатываем, я с удовольствием рассказываю здесь о них потому, что считаю, что среди присутствующих могут оказаться представители бизнеса, которые уже заинтересуются. Мы с удовольствием приветствуем этот диалог, тем более, что пока в обязательном порядке будет тендер. Прямые перепродажи у нас практически исключены. Чем больше участников, тем лучше.
Потенциальные инвесторы, с которыми мы сегодня ведем переговоры, которые всерьез относятся к нашим идеям, которые прорабатывают схемы, это: RWE - вторая по величине в Германии, Electricite de France ? крупнейшая французская энергетическая ком-пания, американская AES Corporation. И в то же время ряд серьезных российских структур, которые я тоже с удовольствием хотел бы упомянуть, это Сургутнефтегаз, господин Богданов, который высказывал интерес к серьезным проектам и Альфа-груп, и Юкос, и Ренесанс, и Лукойл. Здесь названы не все, но фактом является то, что с началом реализации объявленной нами программы реформ, интерес и российских, и иностранных инвесторов радикально вырос. Ничего подобного не было еще 1,5 года назад. Конечно, процесс сложный, здесь за пол годика решения не добьешься, поэтому пока еще мы не можем похвастаться реализованными схемами. Но вместе с тем я уверен в том, что этот интерес должен привести к окончательному итогу в масштабных инвестициях. Если, и, вот это ?если?, требует последнего замечания перед завершением моего выступления.
Если мы сами, у себя в стране создадим еще целый ряд предпосылок, без которых масштабных привлечений инвестиций достичь невозможно. Самое главное и самое тяжелое из этих предпосылок состоит в том, что действующий уровень тарифов на электроэнергию абсолютно неприемлем вообще для какого-то либо инвестора в принципе. Действующий уровень тарифов, в принципе, не учитывает вообще ни в какой форме цену капитала, что, в общем-то, понятно. Построены нынешние станции 20-30-40-60 лет назад, они давно самортизировались, цены капитала в них нет. Мы это традиционно рассматриваем в качестве преимущества. Но взгляните на это преимущество глазами инвесторов. Если в цене КВт.часа нет цены капитала, это означает, что капитал в электроэнергию не придет никогда. Потому, что там нет возможности возврата. Это печальная, но абсолютно непреложная истина означает, что в стране категорически необходимо, существенно, в разы, повышение уровня тарифов на электроэнергию, точно так же, как и на газ.
Прекрасно понимаю насколько непопулярным является этот тезис, тем не менее яв-ляюсь его сторонником, не потому, что работаю в РАО ЕЭС. С тем же самым выступал в течение семи лет своей работы в правительстве, считаю это абсолютно необходимым. Кстати говоря, на газ с более высокой динамикой, чем на электроэнергию, по целому ряду причин. Вместе с тем, без повышения тарифов, без системного вывода уровня тари-фов хотя бы на 3-3,5 цента против существующего среднего розничного уровня 1,8 цента/КВт.час. Без этого повышения мы никогда не создадим в России реальные условия для обновления энергетики. А без обновления энергетики очень быстро потеряем заделы существующие.
На этот счет идет большая дискуссия, Вы знаете о том, что частично правительство с нами соглашается, частично не соглашается. Тем не менее движение это задано, правительство приняло решения повысить тарифы на 20,2%. Это означает, что все равно мы будем двигаться в эту сторону быстрее или медленнее. Это означает, что раньше или позже мы все равно решим задачи масштабного привлечения инвестиций и обновления энергетики, в которых, скажу это, завершая свое выступление, Ханты-Мансийскому округу и в целом Тюменскому региону принадлежит особая роль. Именно здесь есть очень серьезные замыслы, в том числе у губернатора Ханты-Мансийского округа А.Филипенко и у его коллег. Спасибо за внимание.