Ведутся переговоры между ЮКОСом и китайскими компаниями CNPC и Sinopec о совместном освоении месторождений Восточной Сибири.
Недавно ЮКОС начал такие же переговоры с BP.
China National Petroleum Corporation (CNPC) - государственная нефтекомпания Китая, специализирующаяся на инвестициях в нефтедобычу, нефтепереработку и нефтехимию.
Ей принадлежит 88,65% акций Petrochina, помимо этого нефтяные активы в Судане, Азербайджане и Казахстане - компания добывает за рубежом около 16 млн т нефти ежегодно.
В Казахстане CNPC добывает нефть на месторождениях Жанажол и Кенкияк через СП с Актобемунайгазом. В 2001 г. СП добыло 3,28 млн т нефти.
Сhina Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec) - крупнейшая китайская нефтеперерабатывающая компания, имеющая также собственную нефтедобычу в Китае в размере около 40 млн т нефти в год. В отличие от CNPC, Sinopec не имеет активов за пределами Китая.
Представитель ЮКОСа сказал, что нефтяная компания ведет переговоры о совместном освоении своих месторождений с российскими и зарубежными компаниями, в том числе с Sinopec и CNPC.
ЮКОСу принадлежит 70,15% акций Восточно-Сибирской нефтегазовой компании (ВСНК) , оператора по разработке Юрубченского нефтяного месторождения в Эвенкии.
Это месторождение является частью Юрубчено-Тахомского нефтяного блока. По прогнозам запасы этого нефтяного блока превышают 1 млрд т нефти.
Переговоры о совместном освоении Юрубчено-Тахомского блока уже с весны этого года ведутся между ЮКОСом и нефтекомпанией BP.
На данном этапе специалисты BP оценивают технические параметры этого проекта.
Китаю не хватает собственной добычи нефти на данный момент импорта приходится около 27% из 220 млн. т нефти, потребляемых за год. Более 55% импорта приходится на Ближний Восток.
Китай намерен диверсифицировать поставки в сторону российской нефти. Российские нефтяные компании заинтересованы в новых экспортных рынках.
По данным Dow Jones Energy Service, Китай в прошлом году импортировал из России 1,8 млн т.
ЮКОС намерен привлечь к своим восточносибирским проектам зарубежных партнеров.
Эти партнеры нужны скорей всего, чтобы разделить будущие риски. Желательно, чтобы больше компаний проявили интерес, это облегчит выбор наиболее подходящего партнера.
Китайский партнер в полне мог бы закрепиться на этом рынке.
Есть вероятность, что стремление прорваться китайских предпринимателей на российский рынок, обосновано необходимостью найти поставщиков нефти из более стабильного региона, по сравнению с ближним востоком.
Спрос на нефтепродукты в Китае последнее время растет.