Сегодня территорию Украины пересекают два крупных нефтепровода. На востоке ? Приднепровские нефтепроводы, доходящие до Одессы. На западе ? южная ветка нефтяного трубопровода Дружба, которая огибает Львов и идет к Словакии, Венгрии и Чехии. По ней проходит русские нефть и газ, за транзит которых Украина ежегодно получает 500 миллионов долларов.
В начале 90-х годов украинское правительство приняло решение построить третий нефтепровод ? Одесса-Броды, чтобы снизить зависимость от русского транзита и чтобы транспортировать к Западу каспийскую нефть из Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и России.
Еще в прошлом году Россия могла поддерживать монополию на ?черное золото? Каспия при помощи единственного нефтепровода Баку-Новороссийск, состоящего их двух ветвей, одна проходила через Грозный, другая ? через Дагестан. Вследствие войны и нестабильной ситуации на Кавказе, Россия ограничила транзит нефти через территорию Чечни. Кроме этого, весной 1999 года, трубопровод, проходящий через Дагестан, считавшийся до этого времени более безопасным, чем в Чечне, был подорван, что вывело его на год из строя. Это покушение совпало с открытием нового нефтепровода Баку-Супса, переправляющего азербайджанскую нефть в Грузию, вне российской территории. Благодаря этому совпадению, с самых первых дней, этот нефтепровод работал в режиме полной загрузки.
Воодушевленные примером успеха Баку-Супса, украинцы решили ускорить строительство своего собственного нефтепровода. По словам оптимистов уже через год каспийская нефть потечет в Броды, до южной ветви Дружбы. Гарантирует рентабельность проекта тот факт, что впервые каспийская нефть пойдет прямиком в Европу.
В период ограниченного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы танкеры будут переправлять каспийскую нефть до терминала Южный рядом с Одессой, откуда она пойдет по нефтепроводу прямо до Бродов. Здесь, в 100 километрах от польской границы, нефтепровод может быть продлен либо до Плоцка, там проходит северная ветвь Дружбы в Германию, либо ? до Гданьска. ?У нас есть ворота в Северную Европу?, - говорят украинцы. Согласно подсчетам Киевского института транспорта, транспортировка тонны нефти на танкере из Новороссийска в Германию будет стоить 29 долларов, нефть такого же качества, направленная через Супса-Гданьск через Одессу и Броды ? обойдется только в 20 долларов. Стоимость инвестиций приемлемая ? приблизительно 500 миллионов долларов. Для сравнения: строительство нефтепровода Баку-Джейхан, стратегический проект, поддерживаемый американцами, проходящий за пределами Российской Федерации, официально оценивается в 2,4 миллиарда долларов, реально же ? около 4 миллиардов.
По словам Павла Головня, президента Golden Gate, польского партнера украинской Укртранснафты, запасы Каспийского моря составляют 7-11% мировых запасов, есть, за что побороться. Ежегодно здесь можно получать до 150 миллионов тонн нефти, но строительство с польской стороны пока тормозится. Дело в том, что большинство предприятий украинской стороны, участвующих в проекте, принадлежат государству. А поляки хотят эксплуатировать нефтепровод совместно с частными компаниями,создать частную международную корпорацию. Любомир Буняк, председатель правления ГАО ?Магистральные нефтепроводы ?Дружба?, в свою очередь против приватизации проекта. Вот почему он дал ход строительству ветви Одесса-Броды, не дожидаясь решения политиков.