В последнее время заметно активизировалось обсуждение проблем, связанных с возможностью привлечения инвестиций в российскую экономику на основе реализации СРП. В настоящее время они обсуждаются на проходящей в Москве третьей Международной практической конференции "СРП ? 2002: от законов к инвестициям".
В последнее время заметно активизировалось обсуждение проблем, связанных с возможностью привлечения инвестиций в российскую экономику на основе реализации СРП. В настоящее время они обсуждаются на проходящей в Москве третьей Международной практической конференции "СРП ? 2002: от законов к инвестициям".
Федеральный закон ? О соглашениях о разделе продукции? вступил в силу в 1996 году. По нему государство предоставляет право на временное пользование недрами. На деле реализуются только 3 проекта, соглашения по которым были заключены до вступления закона в силу (Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское). Проекты способны принести прибыль государству, а также улучшить экономическую, социальную и демографическую ситуации в регионах разработки. На данный момент суммарный объем инвестиций по трем действующим проектам составил около $2 млрд. В бюджеты Сахалинской области, Архангельской области и Ненецкий АО поступило около $140 млрд. В 2001 году в нефтегазовую отрасль Сахалинской области было направлено около $450 млн. иностранных инвестиций. Этот показатель почти вдвое выше, чем в 2000 году. А в 2002 г. объем инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалина прогнозируется около $1 млрд. Инвестиции в 2002 году в Харьягинский проект составят $200 млн.
Многое изменилось с 1996 года, но за это время не было подписано ни одного нового соглашения.
Для решения проблем с привлечением инвесторов необходимо упорядочить законодательство, упростить процедуру заключения соглашений, определить порядок формирования и структуры затрат инвестора, подлежащих возмещению российским сырьем и многое другое. Особое внимание надо уделить налоговому режиму для инвесторов. К сожалению, этот вопрос остается открытым.
,Режим СРП изначально был задуман ради смягчения налогового режима для инвесторов. Однако, на практике существует множество налоговых препятствий для реализации режима раздела продукции.
Инвесторов отпугивает отсутствие стабильности режима на срок соглашения, сомнения в эффективности капиталовложений, несовершенность законодательства.
Российские компании пользуются корпоративными ценами, снижая их для ухода от налога на прибыль. Инвесторы же не могут пользоваться подобными схемами.
Государство же в свою очередь теряет прибыль в связи с тем, что нормативы затрат не были приняты сразу, поэтому инвесторы имели возможность завышать издержки, занижать рентабельность.
Осенью прошлого года были подготовлены депутатский и правительственный варианты главы налогового кодекса о налогообложении при СРП, летом 2002 года рассматривался компромиссный вариант. Депутаты и правительство согласились возмещать капитальные затраты в полном объеме и сразу, а не в течение нескольких лет через амортизацию и зафиксировать в законе норму, гарантирующую инвесторам неизменность налоговых условий на весь срок реализации проектов. Для инвесторов также предусматривается закрытый перечень налогов и сборов, и при повышении налоговых ставок непредвиденные затраты можно будет компенсировать за счет государственной доли нефти. Но при этом из перечня затрат правительство исключило возмещаемые затраты на начальных этапах разработки проектов и вернуло уплату НДС подрядчикам, что несомненно снизило конкурентную привлекательность российских сервисных компаний. В компромиссном варианте вычеркнут пункт о возмещении процентов, начисляемых на остаток невозмещенных затрат(так называемый аплифт).
,По словам замминистра энергетики РФ Валентина Шелепова, до конца 2002 г. в Госдуму РФ будет внесен единый законопроект о внесении изменений и дополнений в закон РФ "О соглашениях о разделе продукции"
Налоговый кодекс дополнится главой о роялти, так как СРП, подписанные до вступления в силу закона, предусматривают уплату роялти.
Комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользованию в ближайшее время внесет в базовый закон "О соглашениях о разделе продукции" поправку, которая отменит процедуру необходимого утверждения отдельным федеральным законом каждого конкретно заключенного соглашения по разделу продукции на шельфовых месторождениях