USD 90.6728

+0.91

EUR 98.5768

+0.66

Brent

0

Природный газ

0

...

Нефтяные гиганты объединяются

Впервые в истории начнется реализации крупного совместного нефтепроводного проекта, который должен обеспечить выход российской нефти на новые рынки сбыта. 27 ноября управляющими ЛУКОЙЛа, ЮКОСа,"Сибнефти" и ТНК был подписан меморандум "о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска".

Нефтяные гиганты объединяются

Впервые в истории начнется реализации крупного совместного нефтепроводного проекта, который должен обеспечить выход российской нефти на новые рынки сбыта. 27 ноября управляющими ЛУКОЙЛа, ЮКОСа,"Сибнефти" и ТНК был подписан меморандум "о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска".
Стороны договорились о разработке в короткий срок декларации о намерениях "ДОН". На ее основе будут проработаны дальнейшее проектирование, оптимальный маршрут, график реализации проекта, а также решены коммерческие вопросы. Планируется, что подготовка "ДОНа" будет завершена в апреле 2003 года. Разработка обоснований инвестиций, ТЭО строительства будет вестись в 2004 году. Строительство трубопровода запланировано на 2004-2007 годы, ввод в действие в 2007 году.
Инвестиции участников будут пропорциональны объемам прокачки. Основными финансистами проекта выступят ЛУКОЙЛ и ЮКОС: они профинансируют две трети расходов и обеспечат наполнение трубы нефтью в объеме не менее 40 млн тонн. Всего "четверка" дает гарантии на прокачку 60 млн тонн: еще по 10 млн дадут "Сибнефть" и ТНК, которые обеспечат оставшееся финансирование. Если же к консорциуму присоединятся новые участники, параметры долевого участия могут быть пересмотрены. Возможно удвоение пропускной мощности и нефтепровода, и терминала ? до 120 млн тонн в год. К пулу может присоединиться "Сургутнефтегаз", а в перспективе возможно вхождение в проект и ряда крупных иностранных компаний, в частности, TotalFinaElf и Norsk Hydro.
По мнению аналитиков, создание нового маршрута изменит представление о нефтяной промышленности РФ, позволив решить стратегическую задачу для всей нефтяной отрасли РФ - расширение и диверсификацию рынков сбыта нефти. Россия уже увеличивает добычу нефти в среднем на 8% в год. Отечественный спрос не будет увеличиваться более чем на 3% в год, поэтому ключевым вопросом становится расширение экспорта в страны дальнего зарубежья.
Россия по экспорту нефти занимает второе место после Саудовской Аравии (5 млн баррелей в день). К 2010 году планируется увеличить экспорт до 10 млн. баррелей в день, заняв 13% рынка энергоресурсов США.
В настоящее время сторонами рассматриваются два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3.6 тыс.км. и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2.5 тыс. км. , стоимостью соответственно $4,5 млрд. и $3,4 млрд. Первоначальная мощность трубопровода должна составить 60-80 млн тонн нефти в год, а затем предполагается достигнуть 120 млн тонн. Исходя из расчетов компаний, суммарный тариф на доставку нефти из Западной Сибири до берегов США будет составлять $24,7 за 1 т.
Мурманский порт был выбран, так как в нем море не замерзает и можно загружать танкеры грузоподъемностью вдвое больше, чем позволяют порты Новороссийск и Приморск. Поэтому можно отправлять крупнотоннажные танкеры грузоподъемностью от 240 000 до 300 000 т для экспорта нефти в США. Во время недавнего визита Джорджа Буша в Россию президенты США и России подписали заявление о российско-американском диалоге, в котором США приветствовали инициативу по постройке глубоководного порта в России с целью развития экспорта.
Однако еще существуют препятствия. Аналитики опасаются, что планы нефтяников самостоятельно регулировать доступ к трубе могут встретить сопротивление чиновников, так как отменить принцип равнодоступности трубопровода могут только новые федеральные законы и указы президента. Правительство может не позволить нефтяникам контролировать трубопроводный транспорт, так как это чрезмерно усилит их влияние на политику. Кроме того, предполагается, что оператором нефтепровода станет "Транснефть", в ведении которой находятся все нефтепроводы России, поэтому государство сможет регулировать данный проект. Однако "Транснефть" отказывается участвовать в проекте, пока не увидит обоснованных цифр, подсчеты четверки ей кажутся заниженными, по ее мнению в условиях Крайнего Севера километр трубы обходится в $2 млн.
Не стоит забывать, что проект рассчитан на благоприятную конъюнктуру рынка США, которые будут покупать большие объемы нефти Urals. По мнению экспертов, в случае удара со стороны США Ирак превратится в крупного поставщика дешевой нефти, с которым Россия не сможет конкурировать.