USD 90.7493

0

EUR 98.8767

0

Brent 82.08

+0.03

Природный газ 1.766

-0.04

...

ЮКОС и без трубы в Китае

ЮКОС стремится застолбить перспективный китайский рынок, пока высокие цены на нефть позволяют использовать для транспортировки дорогие железнодорожные перевозки. Поставки нефти в Китай по железной дороге, по оценке аналитиков, обходятся компании вдвое дороже, чем по трубе.

ЮКОС и без трубы в Китае

ЮКОС стремится застолбить перспективный китайский рынок, пока высокие цены на нефть позволяют использовать для транспортировки дорогие железнодорожные перевозки.
Поставки нефти в Китай по железной дороге, по оценке аналитиков, обходятся компании вдвое дороже, чем по трубе. Тем не менее, пока чиновники не определились с маршрутом трубопровода, ЮКОС предпочитает увеличивать поставки в Китай любыми способами, стремясь тем самым обзавестись долгосрочными соглашениями еще до запуска нефтепровода. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский неоднократно заявлял, что экспорт нефти по железной дороге станет невыгодным для российских компаний уже при цене нефти в $20 за баррель. Но пока этого опасаться рано. Вчера стоимость апрельских фьючерсов превысила $34 за баррель.
Объем поставок нефти в Китай со стороны ЮКОСа в 2001 г. по железной дороге составил 1,5 млн т. В 2002 г. Китай импортировал 69,4 млн т сырой нефти, из которых 4,4% пришлось на долю поставок из России. ЮКОС продал китайским компаниям около 1,9 млн т. В связи с увеличением добычи нефти ведется работа по поиску новых рынков по реализации продукции.
ЮКОС уже договорился с китайской Sinopec об увеличении поставок нефти до 1,6 млн т в 2003 г. и до 2,5 млн т в 2004 г. Также поставки китайской государственной нефтяной госкомпании - CNPC, должны в этом году возрасти вдвое - до 2 млн т. Вся эта нефть будет перевозиться по железной дороге через территорию Монголии.
В данный момент ЮКОС сталкивается с проблемой нехватки железнодорожных цистерн, поэтому рассматривается возможность расширения мощностей пограничной станции Наушки, где под цистерны устанавливаются специальные тележки, рассчитанные на более узкую китайскую железнодорожную колею. Этими работами занимается российско-монгольское СП "ВостокАзияТранзит", в котором ЮКОСу принадлежит 66% акций.
Решение о маршруте трубопровода в Китай будет принято на заседании правительства в середине марта. Напомним, что Транснефтью предлагается план строительства экспортного нефтепровода от Ангарска (Иркутская обл.) к Тихоокеанскому побережью России (порт Находка), откуда нефть будет танкерами поставляться на азиатские рынки. Если эта идея получит развитие, она неизбежно вступит в конкуренцию с инициированным ЮКОСом проектом, хотя не исключен вариант, при котором будут построены оба нефтепровода.
Транснефть аргументирует преимущества своего плана опасностью сосредоточения экспортного потока на одном, даже очень большом, рынке. Но на стороне ЮКОСа - Китай, активно лоббирующий строительство нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин и заявляющий о своей готовности инвестировать $700 млн. в этот проект. Стоимость трубопровода "Ангарск - Дацин" составляет 2,4 млрд долл., он должен обеспечить поставку нефти с месторождений в Восточной Сибири в Китай. Если нефтепровод "Ангарск - Дацин" заработает к 2005 г., то "ЮКОС" полностью свернет железнодорожные перевозки в Китай.


Автор: Нана Бендукидзе