Российский газовый гигант собирается заняться освоением газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. ГАЗПРОМ готов взять на себя координацию программы до 2020 г. , если ему удастся получить статус единственного оператора экспорта газа в Китай, Корею, Японию и эксклюзивные налоговые льготы по инвестициям.
В представленной монополией "Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР" можно выделить четыре этапа.
Первый заключается в освоении Ковыктинского газоконденсатного месторождения и должен завершиться к 2007 г. На втором этапе предполагается произвести расширение сети газопроводов на востоке, а также начать добычу на Чаяндинском месторождении в Якутии в 2009 г. Третий этап приходится на 2010 - 2012 гг., в этот период планируется разработать месторождения Красноярского края, увеличив до 29 млрд. куб. м поставки в магистральные газопроводы. Четвертый этап - 2014 - 2020 гг.- ознаменуется дальнейшей газификацией региона и ростом экспорта в Китай, Корею, Японию и США.
Размер инвестиций в данную программу достигает $30,37 млрд. Из них $14,62 млрд. требуется на разработку месторождений, $14,27 млрд. - на строительство газопроводов и $1,81 млрд. - на ГПЗ и хранилища газа. При развитии такого сценария добыча к 2010 г. достигнет 58 млрд. куб. м, а к 2020 г. - 110 млрд. куб. м.
С позиции ГАЗПРОМа, экспорт российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона может быть рентабельным только в том случае, если монополия будет единственным оператором этих поставок. Компания предлагает также разработать единую ценовую политику экспорта газа в Китай, Корею и Японию, взяв за основу цену газа наиболее отдаленного от южной границы России Чаяндинского месторождения. "Главное - избежать конкуренции российских производителей газа на зарубежных рынках, - считает заместитель начальника управления ГАЗПРОМа Абубакир Самузов. - Демпинг можно предупредить только при поставках через единый экспортный канал и по установленной цене".
Конкуренцию предлагается пресекать на ранней стадии. "Работа отдельных недропользователей по проектам поставок газа должна быть ограничена стадией ТЭО", - значится в проекте программы. Президент Газового союза Сергей Чижов считает это стратегически неверным. По его мнению, сегодня нефтяники могут "расконсервировать" добычу газа, по крайней мере, на треть объемов добычи ГАЗПРОМа, но у них нет никаких гарантий по ценам и объемам закупок. ГАЗПРОМ хочет быть и тут монополистом. Лучше создать еще одну госкомпанию, которая будет экспортировать газ независимых производителей", - замечает Чижов.
За освоение восточносибирских месторождений ГАЗПРОМ готов браться, лишь заручившись поддержкой государства. Монополия предлагает отменить для нее налог на добычу газа "на весь период реализации программы", аргументируя это сложными горно-геологическими и природно-климатическими условиями месторождений. Из проекта ГАЗПРОМа следует также то, что необходимо предусмотреть ежегодный возврат НДС, входящего в инвестиционные затраты. Данная схема должна действовать весь период окупаемости программы. Кроме того, компания предлагает снизить налог на прибыль от восточносибирских проектов на 6%. Впрочем, в программе говорится, что такой поддержки заслуживают все инвесторы, пожелавшие вложить средства в газодобычу Восточной Сибири. Сами инвесторы в документе не указаны.
В какую сумму может обойтись бюджету программа ГАЗПРОМа, пока неясно. Но у ГАЗПРОМа есть богатый многолетний опыт получения масштабной поддержки со стороны государства. Например, налоговые и таможенные льготы для проекта "Голубой поток", по подсчетам Счетной палаты, составили $1 млрд.
Заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович заявил, что предлагаемые газовой монополией меры можно рассматривать только в рамках общей налоговой стратегии, а не в качестве "эксклюзива". К примеру, возврат НДС с капиталовложений обсуждается сейчас как общая мера для всех инвесторов. "Не знаю, будет ли это принято, но мы обсуждаем сейчас понижение ставки НДПИ для сложных условий разработки месторождений", - отмечает Дворкович. Что касается налога на прибыль, то, по мнению Дворковича, он может быть уменьшен в рамках ОЭЗ, а не персонально для Газпрома. "ТЭК в целом недоплачивает в бюджет, поэтому налоговые преференции не лучшее предложение", - отмечает бывший министр энергетики Виктор Калюжный.
Несмотря на то, что правительство "одобрило в целом" восточносибирскую программу Газпрома, компания совместно с Минэнерго, Минэкономразвития и Минприроды должна доработать ее и представить к 1 мая.