USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.7

-0.27

Природный газ 2.943

0

...

Нефтепровод через заповедную зону

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых на очередном заседании правительства России, стал вопрос определения основных направлений развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока ...

Нефтепровод через заповедную зону

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых на очередном заседании правительства России, стал вопрос определения основных направлений развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом реализации перспективных международных проектов, а именно строительство стратегически важного для экономики России нефтепровода, проходящего через эти территории. На заседании обсуждалось три проекта прохождения нефтепровода: Иркутск-бухта Перевозная по территории Приморского края, Иркутск-Дацин (КНР), а также вариант совмещения двух вышеперечисленных проектов ? от Иркутска до бухты Перевозная с ответвлением на Дацин.

Все эти варианты экономически целесообразны, однако возникают вопросы нарушения хрупкого экологического равновесия, угрозы уникальной уссурийской фауне, загрязнения богатейшего моря. К тому же данный проект, как оказалось, разрабатывается с 1956 года, а с того времени много воды утекло...

По словам вице-губернатора Ю.Лихойды, для Приморского края выгоден именно вариант строительства нефтепровода от Иркутска до бухты Перевозная.
Одним из главных аргументов является тот, что из приморской бухты Перевозная есть возможность транспортировать нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: в Республику Корею, Китай, Японию и Индию. Кроме этого, строительство даст мощный толчок развитию экономики Приморья, развитию его инфраструктуры, пополнению бюджета, созданию новых рабочих мест.

Однако разного рода экологические организации активно противостоят реализации данного проекта. И это не удивительно. Нефтепровод может пройти в непосредственной близости от заповедников Бастак, Большехехцирский, Кедровая падь, от лотосовых озер, часть его пройдет по территории заказника Барсовый, единственному местообитанию леопардов, где запланировано строительство огромного нефтехранилища, пересечет нерестовые лососевые реки. Наиболее вредное воздействие трассы - разрыв миграционных путей на существующих экологических коридорах, самая болевая точка - порт.

Так, Владимир Каракин, сотрудник Тихоокеанского института географии, координатор программ по устойчивому природопользованию WWF: "Новый нефтепорт - мощная угроза и морскому заповеднику, и акватории. В большинстве случаев можно найти некий разумный компромисс, когда речь идет о технических, технологических и территориальных деталях приемлемого проекта. Но нельзя найти разумного компромисса, когда речь идет о технологическом варианте, заранее неприемлемом, например, строительстве нового нефтепорта..."

В свою очередь, представители власти говорят о предварительно проведенной экологической экспертизе, основной задачей которой стала минимизация возможных негативных последствий от строительства нефтепровода. "В частности, нам удалось составить карту строительства таким образом, чтобы обойти заповедники и нерестовые речки, ? подчеркивает Ю.Лихойда. ? Главная наша задача, с этой точки зрения - обезопасить и сохранить уникальную природу Приморского края?.

В действительности же предусмотреть возможные экологические последствия сложно. Взять, например, крупнейший нефтепровод Омск-Ангарск. С 1993 по 2001 годы официально было зафиксировано порядка шести аварий:

Март 1993 г. - на 840 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск вследствие повреждения трубопровода бульдозером излилось на рельеф 8 тысяч тонн нефти.

Март 1993 г. - на 643 км разрыв нефтепровода из-за дефекта сварного шва. Момент аварии не был своевременно зафиксирован, и на поверхность излилось более 32,4 тысяч тонн нефти.

Март 1995 г. - на 464 км на поверхность вылилось 1683 кубометра нефти. Нефть по руслу ручья (300 м) достигла реки Курзанки и растеклась по льду реки на расстояние 1150 м.

Январь 1998 г. на 373 км - трещина длиною 380 мм, выход нефти на поверхность около 25 кубометров, собрано около 20 кубометров. Вывоз загрязненного снега произведен в нефтеловушки Нижнеудинской НПС.

Ноябрь 1999 г. - на 565 км (разгерметизация трубопровода во время ремонтных работ с последующим возгоранием разлившейся нефти, площадь загрязнения - 120 кв. метров, сгорело 48 тонн нефти).

Декабрь 2001 г. - на 393,4 км - при опорожнении резервной нитки с перекачкой нефти ПНУ в трубопровод произошла разгерметизация всасывающей нитки насоса. На поверхность излилось около 143 куб. м нефти".

И таких непредвиденных ситуаций может возникнуть очень и очень много. Как обычно, необходимо очень четко взвешивать экономическую, геополитическую целесообразность, а также экологические последствия, особенно в столь заповедном регионе. И уметь нести ответственность.

Российское правительство приняло недавно окончательное решение о маршруте нефтепровода, расставив приоритеты следующим образом: Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин. Таким образом, стоимость реализации проекта увеличиться до 8 миллиардов долларов, а мощность системы ? до 80 миллионов тонн.

Более конкретно ситуация разрешится после утверждения Энергетической стратегии РФ до 2020 г. К первому мая соответствующим ведомствам необходимо будет представить правительству все необходимые обоснования. Примерно в это же время намечен визит в Россию Генерального секретаря Коммунистической партии Китая и председателя КНР Ху Цзиньтао. Российское руководство связало себя предварительными обязательствами в отношении поставок нефти в Китай, однако маршрут на Дацин наряду с определенными преимуществами имеет и существенные недостатки. Достоинства: меньшая протяженность, гарантированный сбыт, сравнительная легкость обеспечения нефтью, а также ?двустороннее? строительство ? российская сторона будет прокладывать нефтепровод только до границы. Недостаток: возможные проблемы в области экономической стратегии и геополитики.

Вариант фактически предполагает, что большая часть нефти пойдет в Китай. При этом исключается монополизм покупателя. Монополизм, проявления которого отмечены, например, в системе Дружба или в проекте Голубой поток, в котором турецкая сторона, будучи монопольным получателем российского газа, уже добилась сокращения в 4 раза на ближайшие годы установленного ранее объема поставок газа и системы оплаты. В случае с Китаем такой монополизм может проявиться на фоне его общей политики недопущения России на свои рынки. Экспорт нефти в Китай означает только деньги и некоторые политические приобретения, но не сулит особого прогресса в развитии серьезных экономических отношений.


,